Большое ностальгическое интервью с Павлом «Brat_OK» Кузнецовым

Добавлено: 28.02.2017 - 17:42 Автор: Vegas

bratok2802

На goodgame.ru появилось очень подробное и интересное интервью с известным в прошлом российским старкрафтером Brat_OK, всем любителям старкрафтов конечно рекомендуется к прочтению. Много ностальгической инфы, есть, что вспомнить.

Привет, Brat_OK.
Всем привет!
Готовясь к нашему разговору, мы, конечно, подняли твои старые интервью, как письменные, так и многочисленные видеоматериалы, но практически не обнаружили информации о том, как ты начал свое знакомство с компьютерными играми вообще и с киберспортом в частности. Предлагаем с этого и начать.
Меня спрашивали об этом, но это скорее всего было давно — еще во времена Brood War. Мой приход в киберспорт был постепенным, я не думал, что стану прогеймером и буду выступать на турнирах профессионально. Мне просто нравилось играть, нравилось играть именно в StarCraft. Я мог с компьютером подолгу тренироваться, и чтобы вы понимали, насколько долго, скажу, что были записи, в которых мои игры с компьютером длились по 18 часов. Мне нравился сам процесс, нравилось изучать стратегии, и некоторые игры против компьютера я даже сейчас помню. (смеется) Потом уже были первые победы против сильных игроков моего района, которые для меня тогда были ориентирами в плане уровня игры. И только когда поехал на свой первый лан в Питере, где я, к слову, провалился, увидел действительно топовых российских игроков, таких как Ex, Bruce, Ro и других. Тогда было очень круто даже просто со стороны посмотреть на них, на их игру, так как не было видео, не было игр от первого лица — развитие интернета и киберспорта было на самой ранней стадии. После этого я стал еще больше тренироваться, больше играть именно в интернете, и потихоньку это затянуло, и начался активный рост.
В какие игры ты играл до Старкрафта? Наверняка были какие-то игровые приставки до компьютера?
Если вспомнить самое детство, то у нас был Spectrum, но я в него мало играл, так как был самым мелким в семье, и много играть не разрешали. Потом его сломали, и может быть с тех пор у меня осталась некая детская травма, что я не наигрался. (смеется) До сих пор в памяти остался звук загрузки с кассет, а из игр запомнилось несколько, например, где самолет летает и кидает на здания бомбы.
Потом была приставка Денди. А вот следующей стала не Sega, получилось, что ее я пропустил, а Panasonic 3DO и следом за ней Sony PlayStation. Только после этого у меня появился компьютер. Из игр могу вспомнить любимую мной Duna. В клубах мы много играли в Counter-Strike и Delta Force, это такая кемперская игра, где можно было час бегать одному по карте, чтобы сделать один фраг.

Пробовали играть в стратегию Противостояние про вторую мировую войну. В ней было много интересных “фишечек”. Естественно играли в третьих и четвертых Героев, устраивали зарубы на одном компьютере, когда собирались компанией. Пытались играть в клубах, но когда на ночь остаешься и пробуешь запускать героев, тут же вырубаешься во время хода оппонента. В Red Alert играли, как собственно и в большинство других стратегий того времени. Была еще хорошая стратегия, где было две расы с названием из 4 букв..
KKnD.
Да, точно Krush, Kill ‘n Destroy. В общем, стратегии меня еще тогда как-то больше притягивали и продолжают нравиться до сих пор.
Расскажи, когда ты в первый раз увидел Brood War и как это произошло?
Это было в компьютерном клубе, в который мы ездили со старшим братом. Я тогда не знал, как пользоваться компьютером, даже банально не знал, как заходить в игру. И тогда я впервые увидел КС и потом StarCraft Brood War. Брат с другом играли в BW, воевали между собой, а я тоже был в игре, пробовал развиваться, но меня они не трогали. И вот самую первую игру я помню очень хорошо: построил саплай, построил баррак, бункер, и когда ко мне прибежал зилот, я очень удивился, почему бункер его не атакует. (смеется) Брат говорит: “Ну ты посади в него кого-нибудь, морпеха построй, например”. Потом я разведал, что подо мной был протосс, как раз мой брат, и я готовился к тому, что пойду атаковать его. Собрал пехоту, танки и думал, что у меня громадная армия — примерно 4 танка за 30 минут. Решился, подошел к его базе, а там зданий уже нет, пустота. Вот это у меня был шок. (Смеется) Оказывается они уже настроили кериеров, батлкрузеров, поубивали базы друг друга.
Удивительно, что ты до сих пор помнишь эту игру.
Это было самое первое впечатление. Настолько яркое, что врезалось в память.
Игроки не очень любят, когда их спрашивают о таких банальных вещах, как причины выбора ими игровой расы, но, может быть, у тебя есть какая-то интересная история, связанная с этим?
Просто люди понравились. Но, если более глубоко отвечать на вопрос, мы с братом играли 4х4 против элитных ребят нашего района и самой простой расой, которой можно было обороняться, были терраны: танки, бункера, туретки, и поэтому начал играть именно за них. Но потом какое-то время играл за рандом, и в 2004-2005 годах я делал это на хорошем для себя уровне, а в 2009 даже на чемпионате России мог рандомом успешно бороться с топовыми игроками.
Как проходило твое дальнейшее знакомство с игрой? Она появилась у тебя дома?
Нет, играли в клубах, пока не было компьютера. Нечасто собирались с ребятами, вместе узнавали, что такое Старкрафт, делились друг с другом, типа: “Представляешь, у морпехов есть стимпак, они с ним быстрее бегают, быстрее стреляют”. Помню даже, как мы заблуждались, думая, что трижды нажав на стимпак, морпехи в три раза быстрее бегают и стреляют. Марики, конечно, быстро погибали, и мы ничего понять не успевали. (Смеется) Хорошо, что мы быстро с этим разобрались, поняли, как работает стимпак. Потихоньку мы продолжали учиться игре, узнали о сильных игроках 4х4 и 1х1, живущих неподалеку.

Но быстрый рост начался, когда у меня появился компьютер. Много тренировался с компьютером, и как раз тогда происходили эти рекордные по времени матчи, когда бился против семи компьютеров. Кстати, ту 18-часовую игру я проиграл, так как у меня закончился газ. Кто застал Brood War, тот знает карту Big Game Hunters, и там у меня закончились все ресурсы на мейне, в том числе, газ. Было тяжело, но постепенно начал побеждать, узнал про интернет, про сервера, тогда был российский сервер Starcraft.org.ru, и я стал тренироваться на нем. Также играл с ребятами из моего района и постепенно всех самых крутых обыграл. Узнал про корейский сервер gamei, и мы подошли к тому времени, когда состоялся мой первый LAN-турнир.
Первый LAN должен отложиться в памяти так же хорошо, как и первый матч. Это был питерский турнир?
Да, он проходил в Питере. Не помню название, но там было много хороших игроков, и я, кстати, не сразу вылетел, а сыграл несколько раундов. У меня не было, конечно, шансов победить, но я вошел в топ 16 или может быть в топ 24. Учитывая популярность Brood War и сколько там было игроков, это неплохой результат. Благополучно вылететь после первого тура мне предстояло на втором LAN’е — это был крупный турнир с большими для того времени призовыми, примерно в 30 000 рублей, и там собрались все лучшие игроки Питера, а некоторые даже приехали из Москвы. Но зато мне в дальнейшем очень сильно повезло на отборочных к WCG в Питере, где разыгрывались 3 квоты, и как раз за третью квоту я обыграл Брюса. Это был 2005 год, и для меня это было очень круто. Перед этими отборочными был такой забавный момент: я играл на сервере org.ru, победил кого-то, и он мне написал, что мол встречу тебя на финалах WCG, морду набью. (смеется) Я не думал, что смогу взять квоту, но тот парень почему-то был уверен в моем успехе. Естественно, на финалах никакого парня не было, но это предсказание мне запомнилось. Проиграв два из трех матчей на финалах, я был очень расстроен. Обычно после первых побед строишь большие планы, думаешь, что теперь будешь всех обыгрывать.
Как на мировые финалы поедешь..
Да, и там всех затащу. Но реальность оказалась такова, что я вылетел в самом начале российских финалов и ничего толком не показал. Кстати, у меня там была поддержка: был в то время игрок yAn[S2], мы с ним периодически играли и пару дней тренировались перед WCG. Он был игроком сборных России и Украины, очень крутой и известный в то время старкрафтер.

После WCG была большая мотивация играть, я увидел, как играют топы, заметил, что даже они ошибаются, и еще есть куда расти и играть лучше них. В следующем году я попал уже в топ 8, но перед WCG 2006 был интересный онлайновый турнир, где у меня состоялся матч с EX’ом, чемпионом 2005 года. В обсах был Ro, друг EX’а, и после матча он написал: “Такое ощущение, что это Brat_OK чемпион России, а EX обычные ноунейм”, - настолько жестко я его тогда законтрил. Конечно, я рисковал, зная, как он играет, но в итоге разнес его в хламину. Такой интересный эпизод.

В 2007 я не поехал на WCG, так как думал уже забивать на киберспорт — нужно было идти в армию и начались какие-то поездки по родным по России. Ну а в 2008 году я прошел в топ 3 и должен был ехать на мировые финалы, но, к сожалению, не дали визу.
Давай вернемся немного назад и поговорим о командах. Нашел информацию из твоего старого интервью, что первой командой была fAke. Но наверняка до нее были какие-то менее профессиональные коллективы?
Первой моей командой была SoaF — это любительская команда, причем, одним из игроков был “орк” unknown, который впоследствии стал главным админом iCCup. Потом я вступил в команду uR, она называлась Удмуртская Республика. (Общий смех) Там играли хорошие ребята, они позвали меня к себе, и я согласился. А вот в fAke я вступил под левым аккаунтом. Даже возник скандал, когда была командная лига, и я играл за две тимы одновременно. Тогда в России были два фаворита — это кланы 3D и S2, причем, котировались они как у нас, так и на мировой арене. Так вот против команды S2 я и сыграл вторым аккаунтом, да еще умудрился победить. После этого они целое расследование провели, где доказывали, почему это был именно я. К слову, никнейм на втором аккаунте был GirlsDream (смеется). Меня могли и не спалить, так как я отличную линию защиты придумал, что это играл не я, а мой хороший знакомый и так далее, но организаторы моей команды в какой-то момент не выдержали прессинга и рассказали правду.
Наверняка, была негативная реакция общественности?
Больше было все-таки приколов, так как S2 считались крутыми ребятами и даже мемы появились, что какой-то Brat_OK обыграл их. Больше в юмор это повернулось, причем после этого я даже вступил в команду S2 и играл за них несколько месяцев.
Давай поговорим о Роксах. Скучаешь по тем временам с буткемпами, совместными тренировками, да и по общей атмосфере в команде?
2008 год. Буткемп, где играют Android, Dimaga, Pomi, Bruce и вроде бы Fraer. Вот тогда было очень крутое время и крутая команда — Dream team. В СНГ с нами мало кто мог конкурировать. Сам буткемп был организован очень хорошо — родители Андроида нам закупали еду и мы были полностью сфокусированы на игре. У нас не было интернета, поэтому никакого контакта, музыки, скайпа и так далее. Тогда было самое классное время, потому что Андроид — легенда Старкрафта, и мы с ним тренируемся. Где-то он дает советы, а где-то даже мы ему советовали. Тогда, на мой взгляд, было золотое время ROX, хоть у нас не было каких-то супер побед.
Общаешься ли ты с кем-то из старичков, помимо Димы (Dimaga) и Сергея (Pomi), с которыми недавно начал проводить совместные стримы?
Соклановцы в играх через интернет часто теряют связь, когда переходят в другие команды, а тем более когда заканчивают карьеру. Расстояние дает о себе знать, поэтому контакты теряются постепенно, и сейчас уже ни с кем не общаюсь.
Ты говорил, что были мысли завершить играть в 2007 году, когда возникли проблемы с армией, но тогда Bruce намошнил, и ты продолжил тренироваться. Можешь рассказать, почему ты объявил о завершении карьеры уже во времена второго Старкрафта и почему решил вернуться в 2016?
Ушел во-первых из-за того, что Старкрафт надоел. Не было желания играть, мне не нравился баланс, я не мог найти себя в нем, и поэтому закончил. Последний год (2013, — прим. ред) я играл через силу, мог в Diablo зависнуть или в другие игры, даже в WoT играл. Старкрафт не приносил удовольствия вообще, и я относился к нему, как к работе. Поэтому завершил карьеру на тот момент, хотя пытался в 2014 году поехать на DreamHack, так как он был в Москве. Такое масштабное событие я не мог пропустить и даже тренировался месяц-два, но этого, конечно, оказалось недостаточно. А уже в 2016 году, когда увидел новость с новым балансом, с новым юнитами, я загорелся игрой вновь — мне все очень понравилось.

Кстати, возвратиться во второй Старкрафт я пытался через первый, и несмотря на большой перерыв, на первом же турнире по BW занял первое место, пусть даже он был не очень крупным. Без везения не обошлось, но в Старкрафте фактор удачи всегда был важен и без него никуда. После этого у меня опять загорелись глаза, я опять поверил в себя, понял, что могу тащить, и на этой волне перешел во второй Старкрафт в Legacy of the Void. В нем мне понравилось почти все: как протекает игра, как обстоят дела с балансом и так далее. От некоторых вещей, конечно, подгорало, как, например, от адептов, но в целом мне все очень понравилось. В WoL приходилось просто копить лимит, практически без разводов, и все решало сражение 200 на 200. В LotV есть большой элемент харраса и армию нельзя все время копить в один большой кулак. Новая концепция игры пришлась мне по душе и поэтому я вернулся.
Если не секрет, чем ты занимался, когда пропадал с наших радаров во время инактива?
Спорт, обычная работа, пытался учиться и даже закончил курсы инструктора тренажерного зала. Каких-то спортивных рекордов не ставил, занимался так сказать, для себя, но делал это с правильным питанием, режимом, и на тот момент это была постоянная составляющая моей жизни.
Думаем, что многие помнят тебя на московском DreamHack’е. Ты уже тогда начал набирать массу.
Да, уже тогда я начал заниматься, но основной причиной стало то, что я перестал курить и почувствовал, как появляется лишняя энергия. У меня улучшился аппетит, и я понял, что если не начну заниматься, то просто распухну.
Немного возвращаясь к началу: был ли у тебя какой-то кумир? Ты говорил, что играл с Брюсом, потом с легендарным Андроидом, а когда ты начинал, равнялся на кого-то?
Мне нравился Slayers_ BoxeR. Он очень крутой игрок. Причем, есть такой интересный момент — мне вначале не было интересно побеждать. Не знаю, насколько ты разбираешься в первом Starcraft’e, знаешь микроконтроль мариков против люркеров?
Слышали про сплит и контроль каждого морпеха.
Я любил это микро — любил разводить, отходить в разные стороны. Мне это очень нравилось. Я мог проиграть игру, причем, вообще без шансов. Например, идет сражение 10 мариков против 2-3 люркеров, я контролю там, а в другом месте у меня все горит, все погибают, а я контролю (смеется). Потому что это была моя основная цель, мне нравился этот контроль, управление. И каждую игру я ставил себе цель: поконтролить мариков против люркеров. Проигрываю — по фиг, выиграл — молодец, отлично! Поэтому я равнялся на Slayers_ BoxeR’а, он тогда был очень хорош, легенда всего Starcraft’а. Меня впечатляло, как он управлял, как он с маленьким количеством юнитов мог убить гораздо большее, и я от него постоянно пытался брать, копировать, что-то улучшать, ну или хотя бы делать близко к тому, что делает он.
Вначале о тебе мало кто знал, потом ты начал побеждать топов, и в какой-то момент о тебе вдруг все заговорили, стали считать фаворитом на любом турнире. Помнишь тот момент, когда ты осознал, что ты лучший в России?
В России я стал лучшим где-то в 2009 году, но с 2007 меня уже считали сильными игроком, который может выигрывать. Была постоянная серия онлайн турниров AFZ, и я на них выступал очень неплохо. Я мог выигрывать у очень крутых игроков, вроде бы даже победил на одном турнире, играя против топов. Но получается, что я постоянно ходил как фаворит, но не считался лучшим, как Андроид, EX, Адвокат. В 2008 году, когда я вернулся после армии, я начал очень сильно играть. Не сразу, но спустя 2-3 месяца. Как раз был Razer TSL, и вот на TSL я из обычного игрока, который подает надежды, превратился в топового. Я показал уровень против мировых игроков, показал, что я могу и хорошо играю в целом. И уже после этого я попал в элиту, не только в российскую, а сразу в мировую. И это получается именно 2008 год.
Здорово, что ты вспомнил о турнире Razer TSL. Он стал в некоторой степени определяющим в твоей карьере. Все очень удачно сложилось, и не только наши, но и европейцы узнали о твоем уровне игры. Ты как-то готовился к нему специально?
Да. До турнира мы очень много играли с Localhost’ом, с Брюсом, причем, тогда применялась система Team Melee, когда Брюс и Localhost играют за одну и ту же расу. Как сейчас архонт в SC2, а там они играли вдвоем против меня одного. И это было очень жестко! (смеется) Вообще, нигде не успеваешь, а там все контролится, идет дозаказ… Мы обсуждали, как раз-таки с Брюсом, разные стратегии и тактики, он мне очень много давал полезных советов. Конечно, были моменты, когда мы с ним спорили — без этого никуда, но в целом, очень-очень круто готовились. У нас рос уровень, хотя Localhost мне постоянно говорил: “Ну как тебе так везет!?” (смеется). Потому что было такое, когда я делал какие-то пуши, и оппоненты знают про эту мою атаку, но у них так все криво идет! Причем, топовые игроки — NonY, Dreiven. У них как будто все из рук валится! Какая-то магия от меня шла, и они ошибались. Также отмечу, что именно подготовка с Брюсом мне очень помогла, потому что у меня в основном были оппоненты-протоссы, а Брюс и Localhost у нас были единственные протоссы. Был еще Помидор, но основные тренировки были с Localhost’ом и Брюсом.
Кстати, Брюс рассказывал, что они готовили Андроида по той же системе, играли вдвоем против него, и это очень сильно помогало поднять скилл. У тебя были еще какие-то секретные тактики?
Что-то такого прям секретного не было, единственное, когда мы с Брюсом так играли. Я еще практиковал такой момент: на основном сервере, тогда это были iCCUP, PGTour — не важно, если у меня начинались поражения, я переходил на российской сервер Подольск и там по фану играл под другим никнеймом. Был еще какой-то сервер, FORGAME вроде, я там тоже играл. Просто по фану развлекался, причем за все расы, тренировал микроконтроль, макро. Там это не напряжено было, потому что игроки ниже уровнем, но при этом я продолжал играть в Starcraft, продолжал контролить. Чувство игры очень сильно решало, и так я понемногу тренировал его.
Еще одним показательным турниром для тебя стал Beeline Cup, когда ты обыграл inNirvana в финале и выиграл большие по тем временам призовые (500000 рублей, — прим. ред.). Что ты о нем можешь рассказать, считаешь ли ты его знаковым в своей карьере?
Ну, еще до Билайна говорили, что я фаворит, должен приехать и без шансов победить, потому что как раз за месяц до Билайна в Москве был турнир от MSI, и на нем я победил. Там были все известные игроки из России и СНГ, Kas, вроде бы, приезжал, и я хорошо зажег тогда. Вообще, после Билайна меня начали узнавать. Помню, когда мы ездили, например, к каким-то спонсорам по девайсам, люди выходили посмотреть на того самого Братка (смеется). Это было, конечно, немного необычное чувство… Я был на слуху в нашей киберспортивной и околокиберспортивных сферах. Но там был такой момент, что по счету, вроде бы, я побеждал всех без шансов, так со стороны кому-то казалось, хотя сам турнир был очень тяжелым. Подготовка к нему была очень трудная, тот же самый Поми был хорош — мы с ним вместе тренировались, но мы с ним конкуренты. Там надо было делать сложные mind games. Но, в целом, получилось очень хорошо, и я бы не сказал, что очень много изменилось. После Билайна у меня даже был какой-то спад, потому что мне было тяжело — я хотел от команд получать гораздо большего, чем получал, и это была дизмораль. У нас не было терранов, и TvT был мой худший матчап. И в общем все как-то сложно складывалось после этого.
Эта известность как-то повлияла на твою игру? Было ли что-то такое, как с некоторыми игроками, когда они становились лучшими, и начинали меньше тренироваться, давать себе слабину? Помнишь, что тогда происходило с тобой?
Так, конечно, очень сложно сказать… Был такой момент, когда я видел, где и над чем надо было работать, но я не знал как. И это тоже очень сильно давило, потому что ты понимаешь, что допускаешь ошибку, но как это исправить,не знаешь. И не знаешь, у кого это узнать. Был такой сложный момент, но, наверное, есть какое-то зазнайство после победы — ты чемпион, лучший. Наверное, из-за этого тоже какой-то пофигизм появляется и с этим надо бороться. Причем, со временем, конечно, понимаешь, что самое сложное не заполучить титул, а его удержать. И это 100% верно, потому что как раз очень легко бывает просто победить, как андердог, а вот удержать очень и очень сложно, над этим нужно работать. Причем, дело даже не в том, что игроки начинают к тебе готовиться, а в том, что сам начинаешь очень сильно верить в себя, расслабляешься и потом начинаешь проигрывать.
Тогда был какой-то барьер между российским и европейским комьюнити? В Америке Starcraft тоже был популярен, у тебя были какие-то контакты с западными игроками, чтобы продолжать расти?
В тот момент, к сожалению, так получилось, что европейская сцена ушла вперед от американской. То есть те стратегии, которые для нас были уже очевидными и хорошо работающими, для американцев были в новинку. Помню на турнирах делаешь быстрый экспанд в TvT, потом играешь в масс-пехоту, а оппоненты делают какую-то фигню, и их просто первой атакой убиваешь без шансов. И они из игры в игру как-то пытаются тебя наказать, а ничего не получалось. То есть с ними тренироваться было очень сложно. Меня прикольнуло, когда во время поездки на Blizzcon в 2011 году мы встретились с одним американским терраном, который меня никогда не выигрывал, даже на турнирах, и он мне вдруг говорит: “Ну, я у тебя постоянно выигрываю в TvT.” Типа, мне еще в другой раз повезет (смеется). Я стою в шоке. Тогда только начали появляться HuK, KiWiKaKi и другие сильные игроки, но, в целом, уровень у них был послабее, чем у европейцев. Вот такие прикольные моменты, конечно, тоже бывали.

Какое достижение или победу ты больше всего ценишь? Может быть, даже не чемпионство на турнире, а удачное выступление на квалификациях или просто отдельный матч.

Dreamhack 2009 года. Dreamhack в Стокгольме, зимний, где я победил. Там сложилось все: и везение, и уровень. Был сухой счет — за весь турнир я не проиграл ни одной игры. Там, конечно, не было супер игроков мирового уровня, корейцев, но, все-равно, мне это запомнилось очень сильно.
Такой банальный вопрос: оглядываясь на свою карьеру, есть ли что-то, о чем ты жалеешь и что сделал бы по-другому? Возможно, не перешел бы из какой-то команды в другую?
Очень сложный вопрос. Самое основное, что бы я изменил — по-другому бы тренировался. Раньше я очень много играл просто на ладдере, а тренировки в Starcraft — это все-таки немного другое. Это отработка билдов, отработка каких-то микромоментов. То же самое, как, например, в боевых единоборствах: сразу выходить на ринг и драться с человеком — это не эффективная тренировка. Когда отрабатываешь на мешках отдельные приемы, эффективность тренировок гораздо выше. То есть я поменял бы подход к тренировкам.
Vegas

Vegas

Главный редактор
Стоял у истоков киберспорта в Украине. Начинал одним из первых организовывать турниры в Киеве. За 15 лет провел более тысячи турниров на LAN-e, 8 лет был главным судьей World Cyber Games в Украине, многие годы был главным судьей ESWC, ASUS CUP и других турниров по более чем 10-ти кибирспортивным дисциплинам в Украине. Как киберспортивный журналист и фотограф объездил весь мир, вел репортажи с крупнейших мировых киберспортивных турниров. Редактор GI с момента открытия портала, с 2017 года владелец и главный редактор gameinside.ua Вместе мы начинаем новую славную эру!
Vegas
Если вы хотите развивать киберспорт в стране, помогая написанию новостей, статей, интервью или другими способами, пишите нам по адресу incybersport@gmail.com
Теги: