YOTA Arena — не станет прибыльной, но жить будет долго

Добавлено: 16.05.2017 - 12:09 Автор: Vegas
yota_1

Арену открывают на месте Moscow Cyber Stadium, но здание очень серьезно переделали.

В Москве через несколько дней открывается крупнейшая в Европе киберспортивная площадка с названием YOTA Arena. Событие безусловно не ординарное, потому мы решили разобраться «Быть или не быть». Я много лет занимаюсь компьютерными клубами, поэтому, возможно, моя экспертная оценка кому-то может показаться интересной.

К сожалению побывать лично в Арене у нас нет возможности, впрочем благодаря тому, что за неделю до открытия создатели пригласили в гости журналистов, материалов более чем достаточно. Наиболее информативным является видео от Goha.ru — это отличный обзор всего заведения, смело рекомендую к просмотру.

Кроме этого в сети появилось интервью с Антоном Черепенниковым, полностью посвященное новой Арене. Видно, что проект для Антона очень важен и он хочет раскрутить его как можно быстрее.

— Как и когда возникла идея создания арены? В чём отличие Yota Arena от MCS?
— Когда-то был компьютерный клуб Moscow Cyber Stadium. В такой формат, как компьютерный клуб, я после 2005 года не верил. Компьютерные клубы как таковые умирали, но после их исчезновения игрокам стало попросту негде встречаться. И так со многими геймерами, взять те же комьюнити World of Warcraft или Minecraft, которые вынуждены собираться в кафе или по домам. Когда-то мы делали первую трансляцию одного из The International в кинотеатре «Алмаз». Собралось 600 человек, билеты раскупили меньше чем за неделю. Геймеры забили полный кинотеатр, развлекались там всю ночь, смотрели игры. При этом мифы про покупательскую способность геймера были развеяны: выручка кинотеатра от одной геймерской пати превзошла все ожидания. Ольга (Ольга Дунаева, вице-президент по контенту и медиа ESforce, — прим. ред.) была инициатором той трансляции. Сначала она бегала и упрашивала кинотеатры: «Давайте попробуем». Но после первого раза уже кинотеатры стали сами проявлять инициативу.

Читать интервью полностью

yota_5

Клуб на 90 компьютеров оснастили очень мощным железом, но остались вопросы. Зачем для игр i7 и в чем смысл 34″ мониторов, ведь на них совершенно невозможно играть в киберспортивные игры?

Если вкратце, то мы видим, что YOTA Arena — это киберспортивная площадка, в состав которой входит компьютерный клуб на 90 машин, сцена и не большой зрительский зал. Отдельные зоны для VR, консольных игр, магазин геймерских девайсов и атрибутики Fragstore, кафе, ресторан, зона для буткемпа команд включающая даже тренажерный зал, отдельная офисная зона для студии RuHUB и ESForce.

yota1_2

Сцена не выглядит пафосной, но зато ее оснастили классным LED-экраном, что намного круче проекторов.

Плюсы

  1. В Москве открылась крутая площадка, где можно комфортно проводить турниры для любителей, школьные и студенческие лиги, турниры уровня страны, шоу-матчи профессионалов.
  2. Классное комфортное место для тренировок команд любого уровня.
  3. Клуб оснащен новейшим железом, которое будет актуально несколько лет.
  4. YOTA Arena- не просто компьютерный клуб, а комбайн. Здесь много разных зон, где можно поиграть в настольные игры, посидеть в ресторане, встретиться с друзьями.
  5. ESForce собрал все в одном месте, синнергия всегда работает в плюс.

Минусы

  1. Клуб расположен в месте, где уже был подобный клуб MCS, который протянул не больше года.
  2. Расположение не самое оптимальное, но ближе к центру в Москве было бы скорее всего невозможно из-за стоимости аренды.
  3. Клуб всего на 90 компьютеров (значительно меньше, чем в киевских ASUS CyberZone и Кибер Арене). Большие ланы будет проводить сложно.
  4. Клубы оснащены 34 дюймовыми широкоформатными мониторами, что наверняка производит вау-эффект, но совершенно не соотносится с киберспортом.
yota_7

Ресторан в Арене выглядит круто, вот только найдется ли столько богатых геймеров, что бы сделать заведение прибыльным?

С точки зрения бизнеса YOTA Arena очень спорный проект. Сразу видно, что в заведение вложены миллионы. За счет чего будут возвращаться средства не совсем понятно. В интервью говориться, что на территории клуба расположено 130 плазменных панелей — зачем? Часть панелей расположены на улице! Создатели серьезно думают, что с ними ничего не случится?

Если говорить о компьютерном клубе, то стоящее там железо потянет никак не меньше, чем на 2000 у.е. за одно место.  Ремонт очень крутой и наверняка составил главную статью расходов. Аренда в таком огромном помещении маленькой быть не может, а из интервью видно, что собственниками помещения создатели не являются.

Если рассматривать компьютерный клуб, как отдельный бизнес, он должен окупать за 3-4 года максимум. Такие сроки продиктованы устареванием техники и износом оборудования. Клуб с большей окупаемостью, как бизнес не имеет смысла. В интервью Антон говорит об окупаемости проекта в 7 лет. На практике клуб в YOTA Arena окупиться в такие сроки может только при огромной загрузке и ценах значительно выше заявленных. И это только сам клуб без учета расходов на сцену, экраны, огромную аренду и прочее.

Собственники планируют зарабатывать на ресторане, виртуальной реальности, других развлечениях.

Виртуальная реальность пока не выстрелила. Оборудование стоит дорого, а очереди поиграть не стоят — это факт. В последнее время популярность набирают консоли, но и это не массовое явление. Караоке? Оно есть везде и, как и ресторан, соседство с геймерами может быть не плюсом, а минусом. Сам ресторан и кафе, рассчитанные на геймеров, тоже очень спорный проект. Действительно очень круто собраться в таком месте и посмотреть Инт или мажор, но вот выбираться в клуб в другом конце города на проходные игры людям может быть лень, ведь проще дома включить твич. Большие турниры случаются несколько раз в году, а аренду нужно платить регулярно.

На первый взгляд проект будет провальным и закроется точно так же, как и MCS, но не все так просто. Есть три весомых аргумента, почему эта Арена будет жить долго.

- YOTA Arena может быть просто частью портфолио ESForce, которой не обязательно выходить в прибыль и даже окупаться. 100 миллионов Усманова — это огромные деньги. Все мы знаем турниры Эпицентр, которые абсолютно провальны в плане денег, но проводятся с завидной регулярностью и выглядят потрясающе! Арена может стать частью холдинга по освоению ресурсов и не приносить прибыль долгие годы. Moscow Cyber Stadium был бизнесом в чистом виде и при всех своих стараниях прожил около года, YOTA Arena будет существовать пока у Усманова не закончатся деньги.

- YOTA Arena и вовсе может быть прибыльной, если через нее прокачивать деньги с помощью аффилированной с ESForce Федерацией Компьютерного Спорта России. Проще говоря спонсоры платят деньги ФКСР, а она Арене, средства замыкаются в холдинге, особенно учитывая, что структуры холдинга и есть главными спонсорами ФКСР.

- Не забываем и о студии RuHUB и офисе ESForce. Если рассматривать YOTA Arena, как часть холдинга,  без оглядки на прибыль подразделений, то по отчетам холдинг может быть прибыльным за счет других статей доходов, которые будут покрывать убыточность арены. Холдингу будет проще тянуть ярмо Арены, чем переезжать, ведь теперь на здании завязано слишком много направлений ESForce.

Подведем итоги!

Как чистый бизнес-проект YOTA Arena не может быть рентабельной. Огромные расходы не окупятся очень долго,  так значит бизнес не имеет смысла?

А вот и нет! Не стоит ждать провала и скорого закрытия Арены, она проживет долгие годы.  Люди, строившие ее давно не альтруисты и романтики, они зубатые бизнесмены и отлично знают, как извлечь из проекта прибыть, пусть и не на прямую. И даже если вдруг инвестор потеряет, то кто-то точно заработает.

В разрезе же развития киберспорта Москвы и России YOTA Arena великолепный проект, который позволит возродить ЛАНы, проводить множество киберспортивных событий, сплотить коммунити, да много что еще.

В какой-то степени даже завидую Дилвишу :-)  И пусть Арена выглядит неоправданно пафосной, пусть 100 раз работает в минус, зато во благо киберспорта. В общем с Днем Рождения YOTA Arena!

Vegas

Vegas

Главный редактор
Организатор и главный судья множества турниров. Редактор, репортер, журналист, фотограф, видеограф, владелец команды и просто увлеченный киберспортом олдскульный чувак.
Vegas
Если вы хотите развивать киберспорт в стране, помогая написанию новостей, статей, интервью или другими способами, пишите нам по адресу incybersport@gmail.com