Давид Даштоян: «Мы категорически не хотим стать организацией с «синдромом Virtus.pro»

Добавлено: 26.09.2018 - 08:51 Автор: thekas1k

Давид Даштоян — о том, как он попал на работу в ESforce, создал Forward Gaming и чем привлёк бывший состав VGJ.Storm.

Y2xlLTM1NTExOTMtaW50ZXJ2anUtcy1jZW8tZm9yd2FyZC1nYW1pbmctZGF2aWRvbS1kYXNodG9qYW5vbS5odG1sIiwiUHJvdG9jb2wiOiJodHRwczoiLCJIb3N0

— Вы любитель киберспорта, который решил посвятить себя финансам и менеджменту в этой среде, или менеджер, которому приглянулся киберспорт? 

— Наверное, меня можно отнести к обеим категориям. Как мне кажется, меня выгодно выделяет то, что я не только люблю киберспорт, но и то, что у меня за плечами есть достойный бэкграунд. Я закончил МГУ, до ESforce у меня был небольшой менеджерский опыт в банке и агентстве. Поэтому я думаю, что мне удалось совместить обе черты. 

Как правило, в индустрии есть либо энтузиасты киберспорта, у которых не самый богатый бэкграунд в отношении образования или опыта работы, либо наоборот – люди, у которых крутой рабочий бэкграунд, но им приходится погружаться в киберспорт с нуля. 

— А каково ваше киберспортивное прошлое: как участника или как зрителя? 

— Профессионально я никогда не играл. Если рассказывать совсем с начала, то мой брат был профессионалом в CS 1.6, а я постоянно за ним смотрел и пришел в киберспорт благодаря нему. 

Изначально я был банковским сотрудником. На самом деле, меня все устраивало, я работал в крутом отделе. Но у меня был друг Саша, который очень любил доту и познакомил меня с профессиональной сценой этой игры. И он постоянно ныл, как он хочет попасть в киберспорт, но никак не может этого сделать. В один момент я ему сказал: «Саша, хватит ныть! Давай прямо сейчас, пока лето, организуем свою любительскую студию». У меня было свободное помещение, мы заказали туда баннер с нашим логотипом, купили веб-камеру и проводили трансляции. Мы тогда организовали онлайн турнир, сначала на 10 тыс. рублей, потом на 12 тыс. и их же и комментировали.

— А как вы попали в ESforce? Просто пришли, постучались и сказали, что хотите у них работать? 

— Наверное, это самая крутая сказка и история, которую я постоянно рассказывал своим коллегам в ESforce. Я тогда в силу своей юности не до конца представлял, что и себя представляет Антон Черепенников. Конечно, я слышал, что он привлек инвестиции от Усманова, но полтора года назад я был наивнее, чем сейчас. Потому я думал, что мне нужно его «поймать» и просто попроситься на работу. Вот так просто! Я начал ходить на все турниры, которые проводили ESforce и ФКС, ходил на Кубки и Чемпионаты России. И на одном из этих турниров в Yota Арена я увидел, что Антон находился в VIP-комнате, дверь в которую была открыта. Я собрался с мыслями, уверенным шагом пошел в сторону этой комнаты и уже обдумывал, как начать беседу. Тут же ко мне подошли два охранника и мягко объяснили, что я не туда зашел. Тогда я понял, что все будет не так просто. 

Начался Epicenter по Dota 2, который состоялся в мае 2017-го года. Я пробрался туда по аккредитации для прессы благодаря каналу «Путь в киберспорт». Пресса тогда сидела на одном этаже, а ложи для партнеров и крутых ребят находились на другом уровне. Правдами и неправдами я пробрался на нужный этаж, зашел в Twitch-ложу, где сидят игроки, и начал выискивать Антона глазами. Сидел очень долго, начал отчаиваться, выискивать его в коридоре. Вдруг замечаю – вот он! Прогуливается по холлу с Solo, и тот ему объясняет, почему они проиграли на Epicenter. Я хожу за ними по пятам на расстоянии, чтобы охранники меня не заподозрили в нечистых делах. Когда Solo с ним закончил разговор, я подбегаю к Антону со словами: «Можно с вами буквально две минут переговорить». Он жестом показал охранникам, чтобы они меня пропустили.

Я решил, что это он меня так мягко послал. А на следующий же день мне ответил HR и пригласил на собеседование. Я решил, что это Антон что-то им сказал. Уже потом на работе я к нему подошел, поблагодарил и напомнил всю эту историю. Он посмотрел на меня с недоумением и заявил, что никому ничего не говорил. И сколько бы раз я его не спрашивал об этой ситуации, он всегда утверждал, что он никак не способствовал моему трудоустройству. Вот такая забавная сказка. 

1537875240166564868

— Что-то изменилось для вас, когда ESforce начал сотрудничать с Mail? 

— Да, были различные изменения. Но это нормально, когда меняется руководство. Просто оказаться в этот момент линейным сотрудником — тяжело. Как правило, все косты режутся в первую очередь не за счет топ-менеджмента. Конечно, в такие периоды тяжелее обычным сотрудникам.

 

— Давайте разберемся в хронологии событий. Сначала вы решили уйти из ESforce, а потом создать собственную организацию, или существовашие планы по созданию своей компании мешали работе в ESforce? 

— Идея о создании организации и размышления об этом возникали у меня еще даже до ESforce. Когда человек увлекается киберспортом, у него в какой-то момент возникает мысль, что можно попробовать сделать все самому. Но конкретные действия я начал предпринимать уже после того, как ушел из Mail.ru. Я не мог позволить себе посвящать часть своего рабочего времени другим делам. 

Без названия

— Что вас сподвигло заниматься именно собственной организацией? Вы, как и многие другие в киберспорте, посмотрели и увидели, что что-то можете сделать лучше остальных? 

— Конечно, когда ты работаешь изнутри, ты волей-неволей замечаешь, что что-то можно сделать иначе. Но могу сказать, что с опытом это чувство только уменьшается. Когда тебе 19 лет, ты думаешь, что все в мире сделано неправильно, а ты сейчас придешь и перевернешь все с ног на голову. А потом ты начинаешь понимать, что что-то сделано неидеально, потому что существуют ограничения. 

У меня вызывает недоумение то, с какой скоростью наши киберспортивные деятели в СНГ готовы ругать все на любой площадке. Есть, допустим Иван Петров, работающий в какой-то компании. В группе Facebook кто-то публикует большой пресс-релиз о крупном сотрудничестве. И Иван Петров в первую очередь подумает о том, как придраться. Он даже не размышляет о том, какое огромное количество ограничений и сложных моментов всплывает, когда начинаешь заниматься крупными проектами. Конечно, в идеальном мире все можно сделать гораздо лучше, но его не существует. Это главная проблема нашего менеджерского сообщества: всем кажется, что все так легко, они придут и сделают круче. На самом деле, о многих недостатках, которые появляются в работе ESforce и любой другой компании, сотрудники прекрасно осведомлены. И чем больше у тебя опыта, тем лучше ты понимаешь, что на все есть свои причины.

— Как говорится, сначала было имя. Почему именно Forward Gaming? Например, некоторым пользователям Reddit это название не понравилось. 

— Мы очень долго выбирали это имя. Идеальное название должно удовлетворять нескольким критериям. Во-первых, его должно быть приятно произносить и оно должно хорошо «кричаться» на стадионе. С этой точки зрения я считаю Virtus.pro очень удачным названием, потому что последний слог прям хочется выкрикнуть. И как мне показалось, Forward Gaming тоже органично в этом плане.

Второй момент более прагматичный, и он связан с маркетингом и партнерскими обязательствами. Название должно быть нейтрально и не вызывать каких-то негативных эмоций. Например, если назвать организацию Addiction Gaming, то это будет стоп-сигналом для Red Bull или Monster Energy, потому что всегда при упоминания данного партнерства будет проскальзывать “Red Bull / Addiction”. А Forward — нейтральное и даже позитивное слово. 

Третье ограничение — свободные ссылки и адреса. Домен Forward.gg оказался свободен, страницы в Facebook и Instagram с таким же URL тоже были не заняты. Оказалось, что только в твиттере хорошие URL уже зарезервированы и нам пришлось использовать немного другой адрес. Но насколько я знаю, это можно будет поменять после регистрации товарного знака. 

И четвертый момент, который хоть и не основной, но желаемый. Этот термин должен быть понятен и для англоговорящих, и для русскоговорящих зрителей. К тому же ясно, как сделать персонализированную форму этого слова и назвать игроков — «форварды». Вот у Na’Vi с этой точки зрения не самое удачное название. Потому что «навишники» — звучит так себе. 

— Давайте разберемся в формальностях. Вы СНГ-организация, которая подписала американский состав, или полностью американская организация с руководителем из СНГ?
 
— Forward — это однозначно американская организация. У нее будет практически полностью американский менеджмент. Единственный русскоговорящий менеджер в ней буду я. Остальные в подавляющем своем большинстве будут из Америки. Поиск будет вестись в основном там, а потом уже на международном уровне. Но мы планируем работать и на российский, и китайский рынок, по крайней мере, в соцсетях. 

— Почему тогда начали с доты? Это далеко не самая популярная дисциплина в Америке. 

— Тут было несколько причин. Во-первых, барьер входа в Dota 2 и CS:GO гораздо ниже, чем во франшизные модели. Чтобы войти в американскую лигу LoL или Overwatch, нужно заплатить высокий франшизный сбор. Но это было не основополагающим моментом. Самое главное — нам подвернулась возможность подписать один из самых успешных из доступных на сцене составов. 

Наша политика в отношении других команд будет строиться исходя из того, сможем ли мы заполучить такую команду, которая сразу войдет в число фаворитов. Когда мы поняли, что у этой команды есть все шансы попадать на все мейн-ивенты и занимать высокие места, мы решили за них бороться. Когда мы поймем, что есть состав с таким же потенциалом в CS:GO или даже франшизных лигах, мы сразу будем задумываться о том, чтобы открыть новое направление.

— Как вы считаете, чем ваша организация оказалась привлекательней, чем OpTic Gaming и другие претенденты на бывший состав VGJ.Storm? 
— По их собственных словам, им никто не уделял так много внимания. На протяжении двух недель мы связывались с ними практически каждый день. Эти две недели после TI я больше говорил на английском, чем на русском. Каждый день мы пытались предоставить им какую-то нужную информацию, получить фидбэк, обработать его и дать ответ. Они тоже в самом начале не знали всего, что им необходимо. Со временем они знакомились с нашими основателями, членами команды, источниками доходов. Это был планомерный процесс, когда мы поведали и о наших краткосрочных планах, и долгосрочной стратегии. И они сказали, что их очень приятно удивил такой настрой. Поэтому они решили довериться и начать работать с организацией без истории. 

Кроме того, я предоставил доказательства своего положительного опыта работы в киберспорте, рассказал о людях, которые могут дать рекомендации. И все это вместе сыграло нам на руку. 

— Одним из требований команды к новой организации была тренировочная база на Восточном побережье, чтобы иметь возможность тренироваться с европейцами. Но сейчас команда находится в доме BTS. Вы планируете строить свою собственную базу? 

— Наш тимхаус в Нью-Йорке практически готов. Мы довольно поздно получили финальный ответ от команды, поэтому немного не успели всё подготовить в срок. Если бы у нас были дополнительные неделя или две до старта квалификаций на мэйджор в Куала-Лумпур, команда уже играла бы из Нью-Йорка. Но мы решили, что лучше не рисковать, и договорились с нашими друзьями из BTS. Сейчас ребята отправились на короткий отдых, а вернутся уже на новую базу, которая станет их постоянным тимхаусом на протяжении всего сезона. 

Также в Нью-Йорке у нас будет полноценный офис, в котором будут сидеть все наши сотрудники.

— Во время TI появилась информация, что Valve хотят запретить ограничениям с составами в Dota 2 сотрудничать со ставочными конторами. Как вы относитесь к такому ограничению? 

— Я пока уточняю этот вопрос с юристами, но насколько я знаю, в США и так запрещено работать с букмекерами. Так что я никогда и не рассчитывал, что у нас будут серьезные партнеры из этой категории. 

1537875448949170796
— В Dota-составе есть команда, менеджер и тренер. Из менеджерского состава мы знаем о вас. Кто еще есть в Forward Gaming? 

— У нас есть группа основателей. А большинство других вакансий сейчас открыты. На некоторые из них мы уже рассматриваем кандидатов. Так как организация только открылась, скоро в соцсетях мы разместим информацию о вакансиях. Так что американцы, которые живут в Нью-Йорке или готовы переехать, смогут подать свое резюме. 

У нас есть совсем линейные позиции вроде SMM или дизайнера, но пока мы отдали это на аутсорс. А всех остальных мы будем набирать, но пока только из американцев. По законодательству США, получение рабочих виз — очень сложный процесс. Тебе дают возможность ее оформить только если ты создаешь определенное количество рабочих мест для американцев. И эта пропорция зависит от безработицы в районе. Так что у нас чисто физически будет ограничена возможность нанимать граждан из других стран. 

Моя главная задача на старте — собрать сильную команду, которая сможет тянуть основные направления. Это маркетинговый отдел, медиа и спортивное направление, которое будет заниматься другими дисциплинами, и PR. А уже затем как CEO я буду отвечать за выступление по всем фронтам.

— Ставите ли вы перед командой конкретные планы на сезон? 

— У нас есть мотивационная система по оплате труда, которая подвязана к победам на турнирах. Но при этом у нас нет никаких требований по количеству выигранных призовых и турниров. В целом я считаю, что нет особенной необходимости дополнительно мотивировать игроков, так как в киберспорте сложилась такая практика, что большая часть призовых денег достается игрокам. Это уже огромная мотивация для них.

— Давайте немного обратимся к будущим планам организации. Назовите три дисциплины, на которые вы будете смотреть в первую очередь? 

— Как ни странно, в Америке активно развивается Call of Duty, и мы за этим следим. Естественно, мы смотрим в сторону Fortnite, ведь он активно растет, а разработчики пообещали вложить серьезные средства в призовые фонды. Есть очень большое желание войти во франшизную лигу. Но это даже не финансовый вопрос, а проблема согласования с издателем. Я уже провел первые и совсем предварительные беседы с представителями Riot Games и понял, что даже если ты готов сходу отдать $12 млн, далеко не факт, что тебе дадут место в американской или европейской лиге. Тебе придется ждать или выкупить слот у организации, которая захочет выйти из лиги, а это происходит не часто. 

Решение о выходе в новую дисциплину — это всегда сложный процесс. Исключение составляют игры Valve: здесь нет сложного процесса регулирования, нужна просто хорошая команда. Например, если мы увидим сильный состав по CS:GO, то мы будем готовы сразу его подписать на рыночных условиях. 

— А как вы относитесь к идее подписывать игроков по еще не существующим дисциплинам? Я конкретно говорю сейчас об Artifact

— Если честно, я так и не понял, как это работает. Я пытался узнать, был ли какой-то бета или альфа доступ у игроков, когда их только начали подписывать. Сейчас-то понятно, что игра есть у многих. Но когда только начали заключать контракты, они продолжали играть в Hearthstone. И мне было немного непонятна эта система. 

Но сейчас в сторону Artifact мы тоже будем смотреть. В любом случае, мы будем налаживать отношения с Valve и прощупывать почву. Я, как счастливый посетитель TI, получу свою копию игры, поиграю, посмотрю на ее развитие — и уже потом мы примем решение.

— Когда подписали последние документы и жизнь организации официально началась, не было страха, что ничего не получится? 

— Вряд ли у кого-то полностью отсутствует страх неудачи. Но чем более крупные проекты ты начинаешь вести, тем больше возможностей, что что-то может пойти наперекосяк. И если ты будешь обо всем волноваться, то ты не будешь слезать с антидепрессантов.

Я сделал все, что нужно было на этот момент: оформил нужные документы и сделал анонс. Я считаю, что еще рано почивать на каких-то лаврах и поэтому неохотно принимал поздравления. Вот когда я выполню свой первый KPI, допустим, наберу команду, вот тогда задую первую свечку и отпраздную.

Полная версия

thekas1k
Best UA community;D <3 b2ru xD fb - thekas1k. Let's go!
thekas1k
Если вы хотите развивать киберспорт в стране, помогая написанию новостей, статей, интервью или другими способами, пишите нам по адресу incybersport@gmail.com
Теги: