HarisPilton: «В ближайшее время академия действительно появится»

Добавлено: 09.04.2019 - 15:03 Автор: SCR34M

Евгений HarisPilton Золотарев дал интервью Telegram-каналу CYBERSLOVO. Генеральный директор Natus Vincere рассказал о назначении Андрея B1ad3 Городенского на роль спортивного директора, открытии академии, Na`Vi-баре и многом другом.

Безымянный6

— Медийка Na’Vi в шоу-бизнесе: появление T-killah, Потапа, Kyivstoner в мерче клуба. Это спланированные акции?

— С Текилой не были знакомы. Изначально сами наткнулись на его пост в Инстаграме. Потап и наш мерч в их клипе — это полностью их идея, мы лишь предоставили продукцию. Хоккеист Евгений Малкин также недавно рассказал, что болеет за парней из Нави и сам активно играет в CS:GO.

Отвечая на вопрос – отношения к этому не имеем. Мы не занимаемся инициацией, всё как-то само складывается, но, не скрою – это приятно, что много известных болельщиков у Natus Vincere.

— На Западе подобным может похвастаться FaZe Clan, которые активно занимаются продвижением своего бренда, устраивают фестивали, подписывают рэперов, выпускают много мерча так далее. Вы такую модель не рассматриваете?

— Нет, не рассматриваем. Всё-таки киберспортивный клуб должен оставаться киберспортивным клубом. Хотя какие-то направления конечно будем активно развивать, в частности мерч, в ближайшем будущем порадуем наших болельщиков множеством новостей в этом сегменте.

— Американцам в первую очередь нужно шоу?

— Понятно, что, как индустрия, это частично интертеймент, о медийке и популяризации бренда просто нельзя не думать в современном мире, но тот подход, который используется в FaZe Clan – это больше шоу, чем киберспорт. Если проанализировать их фантастические цифры (3,6 млн подписчиков в Твиттере и 6,1 млн в Ютубе) и тот контент, который там публикуется, то доля именно киберспорта там очень мала.

В этом плане у Na’Vi на первом месте результаты, а уже потом медийка, но, конечно, это действительно круто, когда популярный спортсмен мирового уровня или человек из шоу-бизнеса публично заявляет о симпатии к Нави, показывает именное кресло мультигейминга. Это приятно.

— Не было мыслей записать какую-то крутую песню/своеобразный неофициальный гимн клуба?

— Такая идея была и уже довольно давно, но обращаться с таким запросом к комьюнити не совсем целесообразно. У нас уже был неудачный опыт с конкурсом на маскота, который ничем хорошим не закончился.

Если и будет что-то подобное, то это должно появиться естественным путём, не по какому-то запросу или заказу. Возможно, в будущем попробуем, опять же, может быть кто-то из известных музыкантов, являясь болельщиком Na’Vi или всего киберспорта, проявит такую инициативу, а делать искусственно не очень хочется.

— Открытие Na’Vi-бара в Киеве. Какое отношение он имеет к клубу?

— Бар не принадлежит Natus Vincere. В нём используется наша торговая марка, это классическая лицензия. Организация не занимается операционной деятельностью, но с людьми, которые его открывает, мы очень давно знакомы и доверяем.

В дальнейшем планируем участвовать в промо и всячески помогать. Обсуждаем моменты со всеми нюансами: меню, интерьер, артефакты, которые можем предоставить. Сейчас он работает в тестовом режиме, официальное открытые состоится в середине мая.

— Появление игроков, автограф-сессии, лекции, совместный просмотр матчей?

— Конечно, всё это будет и более чем реально. Изначально мы рассматривали это место, как дополнительную площадку для встречи с нашими болельщиками/фанатами.

Также будут семинары для тех людей, которые хотят работать в киберспорте, однозначно фото и автограф-сессии с нашими игроками, интеграции со спонсорами, другие активности.

— Подписание Андрея «B1ad3» Городенского на роль спортивного директора. Как пришла эта идея?

— Подобные мысли были давно. Мы достаточно хорошо знакомы с Андреем, даже играли в одной команде, но как-то всё это время шли параллельно друг другу. Тем не менее, постоянно общались, делились мнениями по поводу CS и всего остального.

Я всегда его считал толковым специалистом, у него хорошая «чуйка» на молодых талантов, большой опыт на профессиональной сцене: игрок, капитан, тренер. Основной его плюс, в отличии от других 90 процентов бывших киберспортсменов, что у него есть высокая ориентация на бизнес составляющую, он понимает развитие клуба как бизнеса. Думаю, он очень подходит на эту роль.

Screenshot_1

— Раньше у Na’Vi такой должности не было?

— Последние 2,5 года нет, но ещё раньше я сам был на этой должности, когда Александр Кохановский меня назначал в 2016 году. Проработал полгода и занял позицию CEO, совмещая со спортивным директором, а ZeroGravity ушёл в инактив.

Должность можно назвать новой, но она необходима для крупных клубов. У Team Liquid , например, сразу несколько генеральных менеджеров, которые распределили между собой дисциплины и регионы. Na’Vi, как и любому другому мультигеймингу, требуется кадровое усиление в том числе.

— Он будет заниматься только Counter-Strike?

— Нет, всеми командами, Dota 2 в том числе. Спортивный директор – это человек, который отвечает за все составы организации. Трансферная политика, турнирное расписание, график буткемпов и прочее.

Я брал Андрея как опытного специалиста, чтобы выстроить вертикаль поиска, подготовки и воспитания игроков. На мне, как генеральном директоре, остаётся операционная работа, финансы, медиа и маркетинг, остальная часть перешла к B1ad3.

— С его подписанием, вы также открываете молодёжную академию?

— Да, в ближайшее время она действительно появится. К этому созрел рынок, и наша организация созрела, появились человеческие и финансовые ресурсы, чтобы осуществить эти планы. Все остальные детали узнаете совсем скоро из официального анонса.

Могу сказать только, что будет много возможностей для молодых игроков. Очень хочется реализовать наш накопленный опыт в работе с молодёжью.

— Недавние слова комментатора Bafik: «Когда я такие условия вижу, у меня возникает вопрос: какого хера я не вижу результатов?»

— Условия действительно хорошие, но, если бы игроки при этом не работали или у нас появлялись вопросы к дисциплине, тогда можно говорить о том, что организация даёт слабину или ещё что-то. Говоря конкретно о составе по Dota 2 — у команды дисциплинарных проблем вообще нет, парни работали и продолжают работать с максимальной самоотдачей даже после поражений.

Не могу сказать, что мы довольны результатами, но мы видим их отдачу, они живут Дотой и каких-то проблем внутри коллектива не существует. Есть только игровые моменты, которые мы пытаемся пофиксить.

Тем не менее, есть и позитивные вещи — некоторые игроки полгода назад считались никому неизвестными, а за это время достаточно серьёзно подтянулись с точки зрения скилла, пула героев, LAN-опыта и так далее. Стараюсь искать позитив во всём и будем продолжать работать.

— Вы участвуете в жизни команды? Можете что-то подсказать или выразить недовольство?

— Есть менеджер, тренер, капитан и даже аналитик, который работает с игроками дистанционно. На последние буткемпы мы привлекали такого человека, как ментал-коуч, с которым планируем продолжать сотрудничество.

Я недостаточно компетентен именно в доте, чтобы подсказывать парням. В первую очередь оцениваю игру как болельщик, могу быть недовольным, злиться о том, почему пикнули того героя, а не другого, делать выводы на основе слов комментаторов или аналитиков. С моим уровнем игры я не позволяю себе никаких игровых рекомендаций.

— Na’Vi одними из первых объявили об открытии подразделения по Apex Legends. Когда и из какого региона подпишете команду?

— Определились с игроками, объявим на этой неделе. Но опять же, много неизвестных моментов, сама игра сталкивается с определёнными сложностями.

По поводу региона: в случае с Апексом — это пока два игрока из СНГ. Когда мы выбираем состав, критерий региона стоит не на первом месте. Мы отталкиваемся от киберспортсменов, которых хотим получить.

Будем брать игроков и присматривать к тому, что будет делать издатель, насколько их усилия будут направлены в развитие киберспортивной составляющей дисциплины. По PUBG мы сейчас видим большой спад.

— Вы разочарованы в PUBG?

— Пока рано говорить о нашей позиции, но серьёзные опасения у нас есть. Старт крупной лиги нельзя назвать удачным. Как обыватель, я не вижу спонсоров, не вижу просмотров, при этом вижу высокие затраты связанные с переездом команды в Берлин.

crop

— Провальные результаты команды имеют к этому отношение?

— В меньшей степени, сезон только начался, закончилась первая фаза. Результаты неудачные, но есть время на их исправление. Пугает больше перспективы самой дисциплины.

— Последние трансферы — иностранные игроки. Natus Vincere подписывает зарубежные команды по популярности дисциплины?

— Fortnite однозначно, игра западная, в СНГ регионе не популярна. Rainbow Six Siege — мы хотели и конкурентноспособный состав и ту команду, у которой есть слот в ESL Pro League. В СНГ выбора в этом плане нет, есть только одна команда — Team Empire, которая подписала ребят совсем недавно и продавать не собиралась.

— Популяризация бренда за границей?

— Конечно, мы прекрасно понимаем, что нужно улучшать монетизацию. К сожалению, это тяжело сделать в СНГ-регионе.

Уходить из СНГ киберспорта мы не собираемся, здесь наши корни. Мы, как и любой другой крупный мультигейминг, просто пытаемся увеличить своё присутствие в других регионах. Например, у Team Liquid, FaZe Clan и Ninjas in Pyjamas составы по Rainbow Six Siege являются бразильцы.

— Недавно s1mple стал амбассадором AMD. Сравнивать с игроками Virtus.pro: RAMZES666 — Head & Shoulders, Solo — реклама Gillette. Были у кого-то из игроков НаВи предложения от не эндемичных брендов?

— Да, однозначно были, но ключевая разница в дисциплине, которую представляют игроки. Крупные бренды, не имеющие отношения к киберспорту, часто боятся именно Counter-Strike. Это связано с кровью, стрельбой, террористами и другими моментами. У многих есть определённые ограничения на уровне брендов, связанные с шутерами и CS:GO в частности.

Если такая проблема, но это не значит, что условный S1mple не сможет рекламировать не эндемичный бренд. Просто на данный момент дотера легче продать из-за вышеперечисленных причин. Но активная работа в этом направлении ведётся и с Сашей, например, хочет работать множество брендов.

— У Virtus.pro — МегаФон, у Gambit Esports — МТС? У Natus Vincere какие отношения с мобильными операторами?

— Перечисленные вами сделки не органические. По сути, собственники этих клубов, так что это больше внутренние договорённости внутри холдинга. Что касается мобильного оператора для Na’Vi: с точки зрения бюджетов и титульного партнёрства, мы видим сотрудничество только с глобальным брендом.

Возьмём тот же самый МегаФон, МТС, Билайн, КиевСтар и других операторов — это всё только Россия или Украина. Единственный бренд, который можно считать глобальным — это Vodafone (в Украине есть такой мобильный оператор).

К сожалению, все попытки пойти на контакт оказались тщетными. Либо до них не доходят эти предложения, либо им не интересен киберспорт. Хотя основной Vodafone (британская компания) уже давно работает в киберспорте. Это партнёрство и с ESL и немецким клубом Mousesports.

Мобильный оператор Киевстар давно интересуется Na’Vi, но они исключительно украинский бренд, и мы можем и, возможно, будем с ними сотрудничать только в формате каких-то локальных проектов, глобальные им просто не нужны.

— Если не брать в расчёт мобильных операторов, а например марку автомобиля или футбольный клуб?

— С футбольными клубами работа ведётся, опять же, местные не очень нам интересны. В первую очередь, рассматриваем те клубы, у которых мы сможем чему-то научиться, что-то важное подчерпнуть.

В качестве инсайда: уже в достаточно длительной стадии переговоров с известным европейским футбольным клубом. Пока не готов комментировать подробности, но хочется верить, что мы скоро придём к соглашению. Я надеюсь, что анонс случится до конца мая.

— Это касается только футбольного симулятора или всего клуба?

— Важно, чтобы это было реальное сотрудничество. FIFA, как основная дисциплина, а в остальном — это контентная история, обмен опытом, изучение инфраструктуры. Многое можно подчерпнуть: скаутинг, работы с болельщиками, построение фан-клуба, работа медицинского штаба.

Пока в киберспорте этого почти никто не делает, но рано или поздно мы начнём проводить игрокам медосмотры и заниматься их здоровьем. Да, сейчас проблем не много, в основном это касается травматичности рук или спины, но есть и более серьёзные кейсы.

— Недавние слова Виталия «v1lat» Волочай: «Владельцы команд должны доносить до игроков, что медийка — это их деньги». В клубе как-то регулируется этот момент?

— Мы никого не заставляем принудительно. Нужно понимать, что есть более медийные и менее медийные личности. Кому-то это в кайф, другому не нравится. Зависят ли от этого их доходы? Возможно, на дистанции так точно.

Но это всё косвенно, если ты занимаешься собственной медийкой, то ты получаешь больше спонсорских контрактов и клуб тебя будет выше оценивать, условную заработную плату.

— Многие отмечают крутой продакш Na’Vi: уровень съёмок, подачи, отличные ведущие Алексей Костылев и Яна Химченко. Нет мыслей открыть собственное большое киберспортивное шоу?

— Какие-то отдельные вещи уже делаются и периодически выходят, отличные от влогов. Хотим открыть мини-студию в нашем офисе, где будем продолжать делать отличительный контент, но лезть на территорию студий мы не будем, клуб должен оставаться клубом. Если и будет что-то подобное в будущем, то оно должно крутиться вокруг бренда Natus Vincere, самих игроков и мультигейминга.

Понятно, что мы может общаться с киберспортсменами из других команд или работниками студий, но это общение каким-то образом должно быть связано с Na’Vi.

— Были слухи, что Natus Vincere как-то связаны с Maincast?

— Нет, абсолютно никак. Кроме того, что мы находимся в одном здании. Хорошие соседи, но не более, помогаем друг другу, когда это возможно и нужно.

— Именной хештег в Твиттере. Virtus.pro стал первым спортивным клубом во всём СНГ, почему ещё нет у вас?

— Этот момент в процессе. Там подписывается контракт. Изначально только американские организации добавили, потом начали добавлять другие. Даже обычный хештег требует юридического согласования. С нашей стороны всё сделано, ждём ответа от представителей Twitter.

— Возвращаясь к большим сотрудничествам. В последний год ощущается застой тир-2 команд, им становится тяжело существовать: бесконечные решафлы, нулевая аудитория, отсутствие спонсоров/маленькие вложения.

— Чтобы спонсоры платили хорошие деньги, нужно показывать хорошие цифры: охват, аудитория, просмотры или результаты.

Спонсоры рассчитывают ROI (возврат вложенных денег) — клики, переходы и всё остальное, чем больше видео посмотрели, прокомментили и тд — тем больше выхлоп.

У Нави такой проблемы нет. С точки зрения бизнес-модели, Natus Vincere можно назвать самостоятельным активом, и он может существовать без условных МегаФона или МТС, но так или иначе в будущем инвестиции будут необходимы. Киберспорт не стоит на месте.

Источник