Глобально о киберспорте со Степаном Шульгой

Добавлено: 26.11.2019 - 19:39 Автор: KvintUA

Он ведёт турниры, является главой киберспортивного направления Parimatch и встает в шесть утра на пробежку. Степан Шульга — один из тех людей, которых чаще всего описывают словом «профессионал». И именно с этим человеком нам удалось записать большое интервью прошедшем WePlay! Forge of Masters S2, где Степан выступал в качестве ведущего.

Из материала вы узнаете:

  1. Есть ли смысл в киберспортивных рейтингах.
  2. О ценности информации в киберспорте.
  3. Почему киберспорт не догонит футбол.
  4. О бойкоте cybersport.ru
  5. Хватит ли $600,000 для проведения турнира в СНГ
  6. Париматч, инвестиции и Лига по Dota 2
  7. Притча от Степана!

5d0ec2cd497f6465c2410f58d9bef0e6

- Это уже твой второй Forge of Masters. На первом ты был ведущим, сидел в аналитике. Какие впечатления от турнира?

- Очень высокий уровень продакшена. WePlay! старается держать ту планку, которую они задали сами себе и показали коммьюнити за этот год. Очень креативный подход. Вот сейчас мы видим, как появляются над людьми портреты игроков с помощью технологий дополненной реальности. Все это на импровизированном вокзале, кабины выполнены как урбанистические локомотивы в натуральную величину. Трансляцию смотреть очень приятно, все сделано на очень высоком уровне. То есть, турнир высокого класса, скажем так.

- Что меня беспокоит? Видно, то что сделано дорого, качественно и красиво, но при этом мне плохо верится, что это отбивается финансово.

- Ты знаешь, в принципе в киберспорте много всего, что вызывает большие вопросы. Причем уже давно, и на них никто ответить толком не может. Сказать однозначно, где грань между бизнесом, приносящим деньги и какой-то инвестиционной истерикой… Например, я часто говорю в своих интервью, что, наверное, 75% команд, вообще существующих в мире киберспорта — это меценатство. Чистой воды безвозмездная помощь.

То есть, команды, как таковые, кроме больших брендов, которые уже имеют ценность и работают сами на себя, для владельцев этих брендов, для людей, которые платят зарплату, обеспечивают тренерский штаб, психологов, буткемпы — для них это меценатство. Я могу сказать, что такими меценатами по моему личному мнению являются владельцы Team Spirit, forZe. Ребята могут бесконечно говорить, что у них есть какой-то план, P&L (profit and loss, дебет и кредит — прим. ред.) и я уважаю их позицию. Но мне кажется, такие команды не приносят владельцам желаемой прибыли. Сюда можно отнести и Winstrike, и Team Empire нынешнем виде, список можно продолжать. Многие владельцы команд могут со мной не согласиться, но я не считаю, что это устойчивый бизнес, который может масштабироваться и приносить деньги. Точно так же и в условном киберспорте. Окупается ли турнир WePlay? Надо спрашивать у организаторов. Какой у них план? Вновь — вопрос не по адресу. Но то, что выглядит это потрясающе и сделано очень хорошо — факт, который нельзя отрицать.

0N1A0367

- Оторвемся от турнира. Недавно в киберспорте нахлынула тема рейтингов. Даже у нас на сайте один такой вышел. Топы киберспортсменов, потом бизнесменов в киберспорте — кучи топов. Они вообще как-то отображают реальность?

- Нет. Абсолютно никак. Это очень субъективные рейтинги, которые составлены при помощи людей, не отдающих себе отчет о состоянии индустрии, о том, кто действительно оказывает на нее влияние, влияет на ее развитие, на то, как и что в ней преподносится и т.д. Допустим, ни в одном из рейтингов нет представителей топ-менеджмента ESForce. А они, как холдинг, являются очень серьезной силой в регионе. Чуть ли не специально, делая одолжение, в какой-то из рейтингов добавляли Романа Романцова. Мы можем по-разному интерпретировать слово «влиятельный человек», но как человек, который возглавлял компанию, которая провела в 2019 году два мейджора в разных дисциплинах от Valve, не попадает в какой-либо рейтинг? Ну, то есть, все, можно дальше уже не разговаривать. Дальше уже можно не обсуждать объективность или необъективность этой истории. 

Существуют разные компании, такие как  компания NewZoo, компания Nielsen, PWC и другие. Ты когда сильно погружен в какую-то часть киберспорта, когда ты много общаешься с людьми, читаешь, у тебя очень много переговоров, много продаж, ты погружен настолько, что видишь общую картинку прозрачно. Потом ты открываешь случайный отчет, и там написано, допустим, о состоянии киберспорта в Восточной Европе. Ни слова не было, на начало 2019-го года о компании StarLadder, которая в 2019 году, опять же, успешно проводит мейджор по Dota 2 в Китае и мейджор по CS:GO в Германии. Абсолютно недостижимая история. То есть, в отчете указагна компания PGL из Румынии, которая тоже делала мейджоры в разных территориях, да и к The International прикладывает какую-то руку, а упоминаний StarLadder в принципе нет. И все, уже нет смысла осознанно воспринимать этот отчет, своеобразный рейтинг.

Степан вошел в ТОП-3 самых влиятельных людей в украинском киберспорте. Смотреть весь рейтинг

Другими словами, все рейтинги, которые мы видим сейчас — крайне субъективная история, не имеющая очень часто какую-то связь с реальностью. Мне было бы интересно, допустим, увидеть рейтинг влиятельных киберспортсменов. Хотя, по большей части он будет состоять из игроков Dota 2 и CS:GO составов Na’Vi и Virtus.pro. Нужно было бы добавить туда Zeus обязательно. Его влияние на индустрию есть в любом случае. То есть, если говорить о каких-то персонах, то нужно говорить о медиа-влиянии. Туда обязательно должны попадать стримеры, которые, возможно, на индустрию киберспорта и не влияют, но тот же самый уважаемый мною Андрей Голубев (Dread), который немножко отошел от киберспорта как такового, все равно имеет влияние, и крайне сильное. 

Менеджеры команд. Насколько большое они имеют влияние? Они находятся на острие атаки скажем так, как бизнес-юниты, бизнес-единицы. Мне невероятно приятно общаться с Женей Золотаревым, очень много мы можем просто разговаривать, как менеджеры двух бизнесов, находить общий язык, обмениваться информацией. Женя сильный профессионал, который любит свое дело и свою организацию. Я считаю что у Жени точно есть влияние на индустрию киберспорта в СНГ, но все равно, все персоны слишком неоднородны. 

Если закончить про рейтинги, то, как было сказано, по-моему, в замечательном произведении «Бородино»: «Смешались в кучу кони, люди». То есть, все подряд в одном рейтинге. Я не знаком с таким человеком, как Алишер Усманов, лично, но представляю его масштабы. Однако влияет ли он лично на индустрию в СНГ, если в одном из интервью он открыто заявляет что особо не интересовался деталями инвестиций в киберспорт, все делали люди из его команды.  В итоге, надо чтобы в рейтинге Forbes был известный человек из топ-10 списка Forbes? Для погруженных людей это все звучит нелепо. 

2R8A6649

- Ты уже упомянул Nielsen, NewZoo. Такие статистические платформы, которые выдают аналитику и подобный продукт, на который обращают внимание сторонние инвесторы, люди вне киберспорта. Приходя в киберспорт, они видят более реальную картину и, наверное, не раз подумают, стоит ли им вкладывать еще больше денег. Чем они грозят реальному киберспорту?

- Мы должны точно отдавать себе отчет, что такое реальный киберспорт и то, как мы его воспринимаем. Это долгая и сложная тема для разговора, но кмк индустрия слишком быстро стала взрослой. Момент романтизма, налета чего то неуловимого, как будто ты открываешь новые земли быстро сменился суровой реальностью. Романтика, которая тут же превратилась в лопату в руках кладоискателя. К чему я клоню, в рамках этой «золотой лихорадки», «дикого Запада» выигрывает тот, кто продает лопаты. Отчетность, та или иная, которая на мой взгляд далека от реальности — тоже способ заработка, способ привлечь к себе дополнительное внимание и конкурировать на этом рынке. Я не буду говорить у кого (есть разные причины для этого), но было одно из исследований, где состояние индустрии киберспорта в России оценивали по опросу у метро. То есть, представляем, какая на выходе там была дичь. Ты мог попасть даже на 5-6 студентов одного потока, увлеченного какой-то игрой по типу, допустим, легендарного Need for Speed, а люди, проводящие опрос, записали это в киберспорт. Для чего раздувать эти цифры? Зачем эта подмена понятий? 

Рынок сейчас, прежде всего, нуждается в информации. У кого есть информация — тот на ее основе делает какие-то выводы. Рынок самой информации и данных сейчас, как никогда, большой, живой и активный. Я был бы крайне счастлив, если бы кто-то из «паблишеров» делился публично информацией о своих успехах, что делают далеко не все. 

Я был бы очень рад, если бы Twitch четко и понятно делился информацией. Что, допустим, с территорией Российской Федерации, или Украины, или Беларуси, Казахстана? Мы имеем вот такой-то рост за пять лет. Я хочу эту информацию, она мне была бы нужна, но по тем или иным причинам Twitch публично отчетов о своей деятельности не делает. Частично, за них пытаются делать работу EsportsCharts. Мне нравится, что ребята делают, их энергетика, но тоже очень часто есть странная интерпретация с их стороны, есть статистика, а есть аналитика на основе этих данных. Ребятам надо определиться, они дают данные или делают выводы — это важно. Для меня пиковое значение на стриме не является показателем однозначного успеха.

- А что является? Количество просмотренных часов?

- В том числе. Многие говорят, что это все равно рассчитывается из пика, но как бы hours watched — это количество людей, которые провели длительное время на твоей трансляции. Не прибежали в какой-то момент времени хайпа, а сидели и смотрели, были вовлечены. В целом, любое намеренное увеличение цифр — это не самая полезная вещь, это факт.

- В этом году StarLadder, наверное, достиг пика, проведя два мейджора: по Dota 2 и по CS:GO. Ты же знаешь этих людей, знаешь, кто их организовывает, наверняка теплые отношения с ними. Сложно было смотреть турнир со стороны?

- Я искренне желаю людям успеха, если они думают о развитии, о бизнесе, и это не происходит за счет того, что кому-то там сделали хуже или перешли дорогу, грубо говоря, я всегда очень искренне радуюсь за развитие и реальные успехи других людей. Тот же самый StarLadder шел к мейджору по CS:GO десяток лет, а то и больше. И то, что это произошло — это награда для тех людей, признание и очень хорошая, красивая веха на пути развития киберспортивной организации из СНГ, не самого платежеспособного региона, которая на высоком уровне проводит киберспортивные мероприятия. То, что я был в свое время частью этой компании, мне очень приятно. Та экспертиза, которую я в свое время получил в StarLadder, она невероятно высокая, полезная. 

0N1A8514

- Ты — человек, который изначально пришел из футбола. Donbass Arena — это все твое.

- Ну, можно и так сказать.

- На StarLadder по CS:GO во Дворце «Украина» в 2017 году ты говорил, что киберспорт только входит в конкурентную сферу к большому спорту. Сейчас насколько сильно киберспорт приблизился к традиционным видам спорта?

- Ненамного. Это по-прежнему нишевый продукт. Большое преимущество киберспорта заключается в том, что это глобальное явление с глобальными цифрами, которое транслируется на локальный рынок. Давай подумаем, какое количество действительно известных киберспортсменов ты можешь сейчас сесть и назвать? Возьмем Counter-Strike. Прикинь количество людей, которые действительно обеспечивают себя, являются звездами и сидят на огромных зарплатах. Сколько их? 

- 75 человек, где-то, думаю. Топ-15 команд hltv.

- Около ста человек, да. Причем к сотне это будут уже такие, с натяжкой. А теперь давай попробуем сказать, какое количество футболистов с контрактами, с влиянием, с хорошими зарплатами (по мерка киберспорт) мы назовем в странах, давай хотя бы, бывшего Союза? По количеству людей и спортсменов это гораздо больше. Это совсем другой мир. Футбол концентрирован, но при этом глобален. Он есть локально в Испании, в Италии. Киберспорт -все еще индустрия нишевая. Знаешь, в популярности футбола уже никто не сомневается. Он и через 100 лет будет. Никто в этом не сомневается и не будет с этим спорить, киберспорту еще надо доказывать.

- Если говорить о какой-то краткосрочной перспективе, допустим, 10 лет. Как сделать так, чтобы киберспорт, на примере того же Counter-Strike, был, как и футбол, концентрирован и глобален?

- На мой взгляд, этого почти никогда не произойдет. По той простой причине, что… Точно так же, как виды спорта, локально из-за разных причин имеют разную популярность. Мы что-то слышали про испанский хоккей? Наверное, и не услышим. Как и про португальский, и бразильский, и китайский, скорее всего. Но при этом мы знаем, что такое чешский, финский хоккей. Тут на популярность спорт влияет климат. То есть, до тех пор, пока киберспорт будет бизнесом, ориентирующимся на платежеспособную аудиторию, он не будет повсеместным и глобально покрывать всю планету, как условный футбол. Потому что у правообладателя свой взгляд на развитие своей игры на разных территориях.

Например, Лиги Легенд мало на русскоязычном пространстве, потому что ее так продавали. Что-то произошло на каком-то этапе управления этой игрой, что оно не достигло успехов. Допустим, Counter-Strike и Китай: в последнее время только пытается он там появиться, грубо говоря. Есть Call of Duty, по которой проводятся достаточно неплохие чемпионаты в США, а у нас ее вообще нет. Потому, что компания-производитель больше ориентируется на свой платежеспособный рынок, развивая это там. Локально, занимаются этим там, потому что это «там» приносит им отклик, приносит прибыль. То есть, вроде как хотим говорить о неком глобальном явлении, а на самом деле оно ограничено рынком. Очень часто мы видим, что на наш условный регион обращают мало внимания. Почему? Он неплатежеспособный, в сравнении с другими.

- Предлагаю оторваться от этой темы. СНГ-киберспорт. Недавнее хайповое событие — это бойкот cybersport.ru киберспортивными организациями. Как ты к этому относишься?

- Я не в праве судить поступки других людей. Они сами выбирают свой путь, методы, как доносить информацию о себе и своих интересах. Но формировать и выражать свои мысли можно по-разному. В том виде, в котором это было преподнесено общественности, для меня это было смешно и немного грустно. То есть, вы про нас не пишете, мы обиделись, заберите свои игрушки из нашей песочницы, не приходите к нам. Если тебя что-то не устраивает или что-то, что происходит вокруг тебя в индустрии для тебя представляет угрозу бизнесу или тобой действительно движут некие благие намерения, то можно донести это до общественности иначе. Донести это так, что это действительно будет говорить о проблеме. Чтобы общественность не просто обратила внимание на то, что есть некий скандал, а обратила внимание на некую проблему, если она существует. Индустрии по-прежнему не хватает адекватного, взвешенного бизнес-подхода. Хотя, на сайте появился раздел Rainbow 6, ни на что не намекаю, просто факт. 

- Разве подобный прецедент не подрывает связи, грубо говоря, в экосистеме? Ведь есть киберспортивные организации, есть сайты, есть условные спонсирующие это дело букмекеры — все они связаны между собой. Каждый что-то делает, каждый — звено своей цепи. И когда топовые киберспортивные организации в регионе разрывают свои связи с крупнейшим сайтом в регионе, это влияет и на остальных участников цепи.

- Надо избегать крайностей. В велоспорте есть такое понятие «не ездить на краях», сильно изнашивается цепь и звездочки. Всегда нужно выбирать некую середину, ведь это будет максимально эффективно. То есть, сам бойкот, крики «Долой!», «Прочь!», «Не будем!» — это своего рода крайность. Крайность — крайне редко это хорошо. Донести свою мысль можно мягче. Это будет эффективнее, по моему мнению. Отстаивать свои интересы необходимо, но без истерики. Потому, что человека, который кричит, редко слушают, но конечно слышат. Пострадал ли cybersport? Не думаю, что он сильно пострадал. Обратили ли на себя внимание участники некоего конфликта, достаточно искусственно созданного? Возможно. Насколько это принесет пользу или имеет какой-то отклик? Честно скажу, не знаю. Но я против крайностей, истерик, скандалов. Обо всем можно говорить спокойно, если ты уверен в своей правоте.

2R8A4521

- Второй прецедент в регионе был совсем недавно. Бывший главный редактор cybersport.com говорил о том, что Winstrike заплатила 600 тысяч долларов, чтобы провести BLAST. Поднялась дискуссия, сказали, что на эти деньги можно вообще свой турнир провести. Насколько такие цифры вообще соответствуют действительности?

- Есть футбольный клуб «Реал». В 2013-м году они купили такого игрока, как Гарет Бэйл. Заплатили 100 миллионов евро, вроде, в общем дурная цифра, немыслимых размеров. Просто очень много денег. Я не вправе комментировать или обсуждать, как играет Гарет Бейл, стоило ли платить эти деньги и т.д, хотя я считаю, что в киевском финале Лиги Чемпионов он вернул все свои деньги по этому контракту. Тем не менее, я считаю, что на 100 млн евро можно было бы взять и организовать свой футбольный клуб. И сделать его существование реальным на протяжении нескольких сезонов. Но «Реал» может позволить себе такие растраты, «ПСЖ» может позволить себе затраты.

Считать другие деньги легко, но это — не совсем благодарное занятие. Winstrike заплатила за BLAST Pro 600 тысяч. Даже если это так, давай представим что это правда. Насколько это рационально? 

Я не знаю. 

Если они заплатили такие деньги, то у них есть они, и, возможно, есть какой-то план. Мы не знаем и 99% деталей этого соглашения, что оно предполагает, какие были договоренности. Зачем обсуждать слухи? Рационально ли покупать себе в городе огромный внедорожник? Рационально или просто можно себе позволить? Можно ли провести турнир за 600 тысяч? Можно, и очень даже неплохой. С призовым фондом, с тревел-саппортом. Можно. Внутри СНГ замечательный турнир будет.

Но, возвращаясь к твоему вопросу, сколько бы ни отдали Winstrike за Бласт, у них наверняка есть план, есть отчетность, есть исследования, исходя из которых они осуществляют свои сделки. Мы, как наблюдатели со стороны, можем просто трепаться насколько это по нашему мнению дорого, но не более того. 

- Пункт, который я не могу не поднять с тобой в интервью. Ты очень тепло отзывался о таком явлении, как мобильный киберспорт. Я смотрел твою конференцию, где ты перед аудиторией рассказывал о том, что будет парень, который выиграет миллион долларов, сидя у себя на «толчке». Когда это случится?

- Знаешь, это уже там примерно происходит. Если вернуться на пару вопросов назад, когда мы говорили о глобальных вещах. Буквально вчера мы обсуждали это с Артемом Одинцовым. Он занимается Esports Charts. Мы с ним иногда общаемся, спорим, он достаточно интересный человек и у него интересная точка зрения, они делают интересный продукт в целом. И он вспоминал про игру от Garena в Бразилии. Free Fire, вроде, называется. Вот она собрала там что-то под 2 миллиона зрителей онлайн и так далее. Слышал про эту игру?

- Нет. Я больше поклонник PUBG Mobile.

- На каком рынке впервые появилась эта игра и по какой причине она стала там популярной? Есть абсолютно дикая по населению Индия, в которой ПК-гейминга в принципе, как такового, мало, но отличные классные, производительные телефоны со связью 5G, LTЕ и так далее — они есть у каждого. Так что я смотрю на это с точки зрения прогресса, который неумолим и который будет развиваться. Телефоны и беспроводные сети с высокой пропускной способностью.

- Вытеснят ли «мобилки» PC-киберспорт?

- Честно сказать, не знаю. У нас еще не закончился, да и никогда не закончится наш волшебный холивар: наши любимые “ПК-бояре” и консоли. Если у тебя есть уютное место жительства, там должна быть плазма с консолью. Это определенный «лайфстайл». Там у тебя FIFA, там у тебя Death Stranding или Red Dead Redemption. Это огромная часть мировой культуры, которую уже никуда не деть. Если ПК-гейминг, для меня, это уже исключительный киберспорт с монитором, хорошей клавиатурой, хорошим откликом, то консоль — это как фильм, которым ты управляешь, не могу сказать что это киберспорт(мое личное восприятие). И эта битва еще не закончена. И пока никто никого не вытеснил, всем хватает места. Если бы я мог заглянуть в будущее, я бы мог сказать, в каком году это произойдет и т.д, но то, что мобильный киберспорт будет продолжать развиваться — это факт, и это уже происходит.

0N1A0740

- В этом сезоне вы запустили ПариМатч Лигу. Это все-таки спонсорская история или желание развивать региональный киберспорт?

- Я думаю, что это комплексное решение. В маркетинге есть такое понятие, как «marketing mix». То есть, ты не должен выбирать какой-то один канал и в него бить. Чем больше в твоем пироге частей — тем успешней компания. У нас был большой соблазн пригласить некоторые европейские коллективы, которые с удовольствием прилетели бы и играли. Мы отказались от этого. Я стараюсь слышать то, что происходит внутри комьюнити, хочется сделать полезный продукт для всех. Вот этот плач, что нам плохо, что нечего делать тир-2 игрокам, что сцены нет… 

Я хочу, чтобы она появилась. Потому, что во время определения инвайтов и квот для региона мы постоянно кричим, что нам хотелось бы больше, а потом сами себя начинаем переубеждать. Мол, зачем нам квоты, если у нас в Dota 2 только одна Virtus.pro, до недавнего времени. И ты хочешь спросить себя, что было сделано для того, чтобы этих команд было больше. Мы заслуживаем больше квот? Почему?  Поэтому хотелось дать людям возможность играть. Хотя, некоторые коллективы просто отказались. 

- Na’Vi отказались участвовать не из-за контракта с вашими конкурентами?

- Я не в праве это обсуждать. Na’Vi отказались от участия в Лиге. Вот это я знаю точно. Мы им предлагали инвайт на первый сезон, они от него отказались. Насчет второго сезона, я писал СЕО организации и менеджеру, однозначного ответа не получил. От первого сезона ребята отказались. Причина мне неясна.

- Говоря о первом сезоне. Онлайн-частью довольны? Цифры, отдача…

- Я очень доволен. Ко всему нужно подходить серьезно. Тут нам сильно повезло с партнером. Dota2Ruhub имеет понятную созданную структуру. Есть какая то экосистема, это и cybersport, и таланты, и студия, которая сейчас потрясающе круто освещает Dota 2. Это вот тот самый микс, который в комплексе позволяет тебе достигать результата. Когда мы увидели цифры на игре HellRaisers — jfshfh 178, а это 45 тысяч человек, когда мы сравнили эти цифры с показателями другими турниров по Доте, в том числе с первым DPC-сезоном, кто не назовет это успехом? Эти цифры говорят о том, что существует запрос. Спрос у аудитории, которая хочет смотреть Доту, которая хотела бы видеть СНГ-команды, играющие друг с другом. Они хотят это смотреть. И если вы говорите, что эти матчи смотрят только те, кто делают ставки, то просто сравните. 

Возьмите любой другой небольшой тир-2 турнир и посмотрите, сколько их смотрят, и сколько смотрело нашу онлайн-часть. Запрос есть, и его надо удовлетворять. Это понимают и наши партнеры, с которыми нам повезло, с которыми мы сделали, посоветовавшись, адекватный продукт. Более того, всех ждет сюрприз во втором сезоне. Будут открытые квалификации. Никаких прямых инвайтов не будет. В эту Лигу может попасть каждый, кто соберется и пройдет. Я и продвигаю компанию, в которой работаю, и, хочу верить, что развиваю локальный киберспорт. 

- В Париматч ты непосредственно отвечаешь за киберспортивное направление. На какие цифры ты ориентируешься, когда выбираешь, куда вкладывать деньги? 

- У меня есть большой пользовательский опыт, скажем так. Я ориентируюсь не на внешние отчеты, а на свой личный пользовательский опыт, накопленный за годы работы в индустрии. Это свой личный опыт, это возможность общаться с участниками рынка, как я вспоминал, допустим, Женю Золотарева. Поэтому на большие какие-то цифры я смотрю с изрядной долей скепсиса, но крайне внимательно их изучаю. 

Некоторые данные есть в публичном доступе, некоторые предоставляются по подписке, некоторые можно купить за небольшие деньги, это все находясь в индустрии. Но большие отчеты NewZoo за огромные деньги я не покупаю.

- Завершающий вопрос по Париматч. Сейчас это региональная тема. Если я поеду в Чехию, к примеру, там уже Париматч не так сильно будут знать, как в том же Казахстане или Владивостоке. Когда будет расширение на западный рынок, в твоем направлении?

- Здесь мы будем шагать вместе со всей компанией. Как только компания задумается о возможном выходе на международные рынки, тогда и я тоже буду думать об этом. Пока мои мысли всецело сосредоточены на СНГ-киберспорте. 

D9ws9SbWsAIew2p

- Завершая интервью, личный вопрос. Сколько вообще у тебя часов в сутках? Ты в студиях, в спонсорстве, в спорте… Очень насыщенная жизнь. Сколько времени ты тратишь на сон? 

- 7-8 часов.

- Как получается совмещать это все?

- Когда люди говорят, что спят по 2-3 часа в сутки, а потом работают, это невозможно. Это абсолютно невозможно. Человек, который не отдыхает и не высыпается, он очень быстро превращается в зомби, он неэффективен. Это страшная ситуация, до которой не надо доходить. Я мог так работать 15 лет назад, когда был моложе. Люди, которые сидят на работе до рассвета, очень много что-то делают, скорее всего неправильно распределяют свой рабочий день. Вот этот синдром занятости, то, что ты сам для себя и для всех остальных выглядишь крайне занятым человеком — это стресс и подмена понятий. 

Нужно очень точно выстроить свой график в течение дня. Мне, допустим, везет со спортом, так как это формирует мои привычки и мой рабочий день, в том числе. Я должен встать в 5-45, в 6-00, поехать на тренировку, которая начинается в 7-00, полтора-два часа побыть на тренировке и в 10 часов быть на рабочем месте. 

- Сегодня ты занимался с утра?

- Сегодня — нет. Есть нестандартные моменты, которые ломают чуть-чуть тренировочный процесс. Вчера я поздно приехал домой и только в 1-30 лег спать. Я сегодня решил, что не стоит ехать на пробежку в 10 часов утра после шести часов сна. Если бы все было как всегда, я бы обязательно позанимался. Это формирует твой день, и ты знаешь, что тебе надо лечь спать в 22-00, чтобы проснуться с утра, и заново. То есть, мы сами формируем свою занятость. 

Мы сами делаем вокруг себя этот стресс занятости. В конечном итоге это приводит к определенному отсутствию эффективности, ты вроде бы вот так сильно занят, а на выходе… Честно говорю, у меня столько же времени, сколько у всех. Нет никаких сверх усилий или чего-то дико необычного. Конечно, у меня бывают конфликты занятости, их предостаточно. Например вот давно не играл в CS:GO — а хочется. 

- Где бы хотел участвовать, но не смог, в каком ивенте?

- Не получилось поехать на мажор по CS:GO. Наверное, это единственный ивент, о котором я сожалею, что не удалось принять участие.

- Есть ли какие-то сожаления о киберспорте?

- Это все очень быстро превратилось из романтики в какой-то суровый бизнес. И так, как сейчас такое время, что все очень быстро меняется, ты не успеваешь посмотреть налево-направо, а у тебя есть какие-то изменения, ты должен постоянно чувствовать. Предугадывать будущее. Индустрию слишком рано заставили зарабатывать, как мне кажется. Все это пока по-прежнему напоминает игру больше, чем бизнес. 

- Что может толкнуть индустрию из игры в бизнес? Просто кто-то придет и вложит кучу денег?

- Никогда никто не придет. Вот этого мифического «кого-то» просто не существует. Мы всегда говорим, что «кто-то» придет и что-то сделает. Мы сами должны брать и делать. Точно так же, как условную Лигу Париматч. Только ты можешь собрать людей. И ты соберешь их больше, если ты в это веришь. Нельзя ждать кого-то, что кто-то придет и сделает. Этого «кого-то» не существует. 

Есть такая прикольная притча, уже не помню, где ее услышал, про бабушку с грушами. У бабушки была корзина с грушами, и она каждый день подъедала такую гнилую, подгнившую уже, мол вот завтра я съем вкусную, классную. И знаешь, что в итоге? Она так и не поела нормальных. Потому, что каждый следующий день подгнивала следующая груша. То есть, нет никакого завтрашнего дня, мол «завтра заживем». Ты живешь сегодня. То, что происходит вокруг нас, происходит сегодня. И если ты веришь в то, что это будет работать, значит это сработает.