Вчера мне на мыло
пришла рассылка от ESL и знаете, я ничуть не удивился, когда увидел, что эта уважаемая организация
анонсирует крупный турнир по PANZAR. Да и разве
можно чему-то удивляться, когда пару лет назад откуда-то неожиданно в киберспорт
ворвался Blood Line, киберспортивной дисциплиной ни с того ни с сего стал Point Blank, а затем внезапно
выстрелили танки…
Нет, на стезю
старейшей профессии киберспорт встал задолго до этого. Первые шаги в “нужном”
направлении сделал самый уважаемый и массовый турнир в мире – World Cyber Games, заменивший в свое время практически идеальный с
соревновательной точки зрения квейк кривым и убогим Unreal Tournament в угоду спонсорам. За WCG последовали ESL и другие, возвеличившие в ранг спорта WoW и прочие шедевры,
далекие от спорта настолько, насколько поедание на скорость хот-догов далеко от
легкой атлетики.
Впрочем, время
все ставит на свои места и вот уже никто не помнит про Unreal Tournament, но люди до сих пор играют в Квейк. Умер CS:Source, а турниры по
1.6 до сих пор остаются самыми массовыми. Пропали Блудлайн и WoW, кто в них сегодня соревнуется в мире?
Казалось бы,
естественный отбор и тут побеждает! Выживают сильнейшие и нет причин париться,
но не все так просто. Новые дисциплины, пришедшие в спорт не в процессе
эволюции, а с помощью вливаний разработчиков, действуют на комунити согласно совету
великого полководца. Разделяй и властвуй, пусть не навсегда, но на день, месяц,
год – время, достаточное, что бы срубить бабла на проекте, а дальше наплевать. Да,
квейк пережил то, что его убрали с WCG и большинства
турниров, но в итоге огромное комунити игры было раздроблено. Часть комунити
забила сразу, часть перешла на UT и забила после
того, как UT провалился, малая часть осталась в игре и сражается до сих пор. В итоге
самая интересная и сильная дисциплина, которой завидовали даже каэсеры, выжила,
но превратилась в свою жалкую тень.
Нечто похожее
сейчас происходит и с CS 1.6, по крайней мере организаторы
турниров во всем мире, продаваясь за гроши и не думая о будущем, прилагают к
этому максимальные усилия.
Наверное, мне возразят,
что нельзя стоять на месте, старые игры устарели и не актуальны для спонсоров,
графика отстой и нужно двигаться вперед, и я соглашусь, но с одним ОГРОМНЫМ НО!
Мы, все кто
читает эту колонку, так или иначе, относимся к спорту. Часть из нас спортсмены,
часть журналисты, часть просто спортивные болельщики. Мы не называем себя
геймерами, потому, что геймеры – это чуть ниже нас. Так считали все, когда
киберспорт только начинал развиваться. Ведь мы видим в киберспорте не игру, а
соревнование, борьбу с живым оппонентом , который пытается победить тебя любой
ценой. Игра для нас лишь инструмент, а спорт — в том числе способность идти на
жертвы для достижения целей и понимание этого возводит киберспортсмена на более
высокий уровень, чем обычное геймерство.
Так вот — это самое
огромное НО заключается в том, что чтобы стать частью киберспорта игра просто ОБЯЗАНА
пройти эволюционный процесс. Ее должны полюбить миллионы, по ней должны
проводиться турниры просто потому, что она востребована, популярна и
соревновательна. Спонсоры должны понять, что важна не новизна игры, а комунити
игры, которое накапливалось и формировалось годами. Киберспорт должен рождаться
из этих факторов и только тогда он будет называться настоящим спортом. Возьмите
яблоки, муку, яйца, добавьте умелый труд повара и вы получите яблочный пирог.
Возьмите дерьма на лопате, кучу денег и старайтесь хоть до умопомрачения –
ничего кроме дерьма вы не получите.
Так и с
киберспортом. Можно взять алмаз вроде Starcraft II и умело огранить его, а можно взять что-то другое и утопить комунити в
дерьме, разбрасывая во все стороны бабки в качестве компенсации и крича, что
это был киберспорт.
Читатель сейчас может
подумать, что я ополчился против каких-то конкретных игр, но поверьте — это не
так. Я не против игр, я против тенденций. Я верю, что всем нам хочется видеть
киберспорт всеобще признанным и уважаемым, обладающим своей школой, традициями,
легендами и, главное, перспективами. Но
с каждым днем спорт все больше превращается в шоу, набор игр в угоду спонсоров,
за которыми для большинства не стоит ничего, кроме разочарования о потраченном
зря времени.
Почему из спорта
ушел Хот? Почему потраченными зря годами считает свою карьеру легендарный
Куллер? Что будут делать каэсеры Na’Vi если у них не попрет CS:GO?
Все эти люди и многие другие, когда начинали свято верили в совсем
другой киберспорт, они верили, что будет стабильность, что их игры не умрут под
натиском продвигаемого отстоя, что в будущем их ждет тренерская карьера, почет
и слава. Где все это “развитие” спустя годы?
Можно ли
исправить ситуацию и сделать так, что бы киберспорт получил стабильность, а значит
и перспективы? Что нужно для того, что бы молодежь шла в наш спорт и могла с
гордостью говорить, что занимается киберспортом и потом не жалела о зря
потраченном времени? Как сделать так, что бы те, кто посвятил нашему спорту многие
годы и был предан ему, не оставались у разбитого корыта?
У меня много
мыслей на этот счет, но об этом читайте в будущих колонках. Хочется верить, что
заставил задуматься и вас, наши
читатели. Запомните, мы создаем мир вокруг нас, и от нашего мнения и общих
настроений зависит будущее, в том числе и киберспорта, потому приглашаю всех
думающих людей к диалогу. Комментируйте, давайте общаться, может даже спорить,
чем так славится gameinside. Самые интересные мысли обязательно
обретут место на этих страницах и, возможно, наше комунити станет еще крепче и
на шаг ближе к тому киберспорту, который мы так хотим и в который до сих пор верим.
С уважением, Геннадий Веселков