Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Редакция GameInside.ua пообщалась с тренером FlyToMoon Евгением Sh4dowehhh Алексеевым об отличном выступлении его команды на EPICENTER XL и грядущих квалификациях на The International. В интервью Женя рассказал, почему он взял на себя роль драфтера на турнире, какая организация точно не подпишет FTM и почему он в столь раннем возрасте выбрал стезю тренерства.

fotoezh-3-6004.1200x1200

— Фанаты последний раз видели FlyToMoon на EPICENTER XL, где вы заняли третье место. В каком расположении духа сейчас находится команда и что вы делаете?
— Мы все устали после турнира. У нас был минор StarLadder, после которого нужно было сразу играть квалификации на разные турниры. Перед EPICENTER у нас было буквально пару дней на отдых, и мы решили чуть меньше тренироваться, чуть больше именно отдыхать. Уже на самом турнире играли с топовыми командами КВ каждый день и каждый день был насыщенным. Так что повторюсь — устали.

Сейчас у нас недели две мы отдыхаем. Всё равно следующие наши игры будут на квалификациях, 18  июня. Но уже через пару дней мы снова будем играть и активно тренироваться.

— Ты имеешь ввиду отборочные на The International?
— Ну да. Может будут еще квалификации на The Summit, но там совсем ничего не известно.

— С твоей точки зрения, почему на EPICENTER вы так далеко зашли?
— Много факторов. Я бы не сказал, что к нам плохо готовились,  у нас было много героев, на которых мы играли. Люди их банили, но у нас все равно было, чем играть. Плюс на нашу команду не было давления фанатов, они от нас немного ждали. Нам не нужно было защищать честь какой-то организации. Условно, играли бы мы под тэгом Natus Vincere, то было бы супержесткое давление и результат мог бы быть не таким. А так мы на расслабоне и не напрягаясь играли и хорошо готовились к оппонентам.

Мы не воспринимали «официалки», как нечто сверхважное, где нужно играть невероятно аккуратно, просто играли от души и всё получилось.

— А тебе не кажется, что долю вашего успеха сыграло то, что уже конец сезона, у вас это только второй турнир, а остальные команды играют чуть ли не сначала сезона? Ты говоришь, что вы устали за два турнира, а у них так весь сезон.
— Ты немного ошибаешься. Мы ведь собрались еще в начале февраля и играли в «закрытую» КВ против разных команд, каждый день тренировались. Нам практически уже 5 месяцев и не было дня, когда мы бы не играли. Мы хоть и не ездили на LAN’ы, но тоже сильно устали, ведь выступали в закрытых квалификациях. Мы много тренировались с другими командами, вроде Liquid, которых мы обыгрывали на «праках». Они понимали, что мы можем играть хорошо.

— Говоря о квалификациях на TI. Кого вы опасаетесь в отборочных? Что думаешь в целом о закрытых квалах?
— Ну мне кажется, что где-то шесть нормальных коллективов будет играть в открытых отборочных сначала, возможно будет такая ситуация, что пройдёт только четыре, а какие-то два состава могут случайно вывалится. Попадут на условных казахов, а те очень любят выигрывать открытые квалы. Это же bo1 – проиграл случайно и иди гуляй. Неизвестно сколько мест дадут по итогу и может случится что угодно.

Против кого неудобно? Против Team Spirit, но я думаю мы к ним подготовимся. У них просто очень хороший стиль под нас, но мы с этим разберемся.

3_cit

— То есть не NaVi, не Empire, которые вас, к слову, обыграли в апреле, вас не смущают?
— Нет. То есть мы их уважаем, но играть неприятно и неудобно только против Team Spirit.

— Представим ситуацию, что в открытые отборочные Valve дают столько же мест, как и раньше — два. Кто их займет, по-твоему?
— Надо думать. Мне кажется, что Team Spirit выйдут и…

NaVi!(шёпотом подсказываю)
— Ну да, и кто-то из Na’Vi или Empire слот заберут. Но там просто еще достаточно хороших коллективов. Та же ESPADA. Она может выиграть в bo1 и «имперцев», и Natus Vincere. Я бы всё-таки поставил на Spirit и на какую-то команду по типу ESPADA, которая может выстрелить.

— Всем известно, что пару лет назад ты был игроком замены у NaVi, заменял тогда ArtStyle и Dendi. И вот сейчас они кикнули LeBrona и берут Velheor. Это шаг вперёд или два назад? Что можешь сказать о Velheor, как саппорте?
— Когда я тренировал М19 и мы тестили игроков, видно было что он сильно волновался. Если он с этим справится, что очень сложно, ведь в Na’Vi очень сильное давление, то может и выстрелить. Если это его не зажмёт, то всё должно получится. Он нормально играет, что видно было в «Сложном мемасе».

1526315441_velheor

— Ох уж этот «Сложный мемас»…
— Кстати, я бы не сказал, что все у них там игроки хорошие, но есть некоторые, которые очень неплохо играют. Я удивлён, что этих игроков еще не начали тестить в топовые СНГ команды, но это уже их проблемы(смеется).

— Хочу обсудить с тобой твою роль тренера. Сколько ты уже занимаешь эту должность?
— Если я не ошибаюсь, то с сентября 2017-го.

— А как ты пришёл к тому, что тебе лучше занимать тренерскую должность, а не быть игроком?
— Ну смотри, это было лето и мне Nix, который был в М19 тогда, постоянно предлагал стать у них тренером. Где-то несколько месяцев меня уговаривал, а у меня предложений пойти в нормальную команду не поступало, тогда вообще такое состояние было… не хотелось играть на тир-3 уровне, объяснять всем и учить постоянно.

Я подумал: «Почему бы и нет?» Заодно подтяну своё понимание игры, точно не в минус будет, точно хороший опыт, даже если не на долгое время.

— Плюс зарплата.
— Да, но это не самое главное. Самое главное — это опыт. За это время я многому научился, начал понимать разные вещи и смотреть на них с разных сторон. Это своеобразный взгляд сразу с пяти сторон, от пяти человек. Вот так я и апнулся в понимании игры и сейчас мне это помогает. Однозначно хороший выбор для меня.

— У тебя нет проблемы с тем, что ты не такой титулованный, как остальные игроки FlyToMoon? Нет ли у тебя нехватки авторитета перед игроками?
— Да не особо. Я просто хорошо понимаю Доту. Когда мы только собрались, я не говорил никакую чепуху, всё раскладывал по делу. Если люди видят, что человек понимает игру, то ему не будет никаких предъяв или еще чего-то. Я с таким не сталкивался.

Если я в чём-то и ошибался, то мне просто говорили где и всё. Я же не гений какой-то, имею право на ошибку. У меня нет 50-летнего опыта, как у футбольных тренеров. Я больше как шестой игрок в команде.

— Тогда хочется у тебя спросить, какие обязанности и задачи должны ставиться перед тренером в киберспорте?
— Сложно ответить. Тренер однозначно должен помогать в подготовке команде. Я уделяю много времени на подготовку к конкретной команде, всё делаю самостоятельно. Я ищу разные закономерности, когда противник делает одно и то же, готовлюсь по всем параметрам. Пики, баны. Я готовлюсь по всем направлениям и не каждый тренер делают ту же работу, что и я.

По поводу моральной составляющей. Всё зависит от команды. Например, ArtStyle в Virtus.pro легче иногда настроить игроков, чем мне. У него опыт общения с людьми гораздо больше. Мы с ним выполняем разные роли в командах.

— В нашем интервью с Iceberg, Богдан рассказал о том, как собрался состав FlyToMoon. Но я тогда как-то пропустил момент и не спросил о тренере. Как ты пришёл в этот коллектив?
— Как я уже сказал, до FTM я тренировал М19. И мы туда тестили Nofear, Nongrata и как раз-таки Iceberg. Потом организация закрыла состав, не из-за результатов, а по иным причинам. В результате у нас уже было три готовых игрока. Саша(Nofear) позвал меня и я согласился.

— Какой урок ты для себя извлёк из того опыта, что ты получил на посту тренера. Возможно что-то изменил в своем подходе?
— Наверное я научился лучше преподносить информацию людям. Правильно доносить свои мысли игрокам — это очень важно и этому не научишься за один день. Нужно делать максимально эффективно, без провисаний и слов паразитов, не растягивая речь на полчаса, чтобы объяснять нечто простое.

— Что должен будет делать тренер в киберспорте через 10 лет?
—  Сложно ответить. Если бы я знал, как должен будет вести себя тренер в киберспорте через 10 лет, то я бы делал это сейчас.

— Из интервью игроков стало известно, что в какой-то момент на EPICENTER стал драфтить ты. Расскажи, как вы пришли к такому решению? Как это происходит?
— Мы перед официальными играми драфтим друг против друга. Например я против Nofear. Мы сидим и по полтора часа драфтим. Я например веду драфт от имени Newbee, он за FTM. В какой-то момент мы проиграли LGD, и мы пришли к выводу, что выбирать героев лучше мне. У Саши не шло с пиками, а мне это давалось легче, плюс я беру на себя часть ответственности игроков. Они не так сильно напрягаются и могут сконцентрироваться на самой игре.

Но это не значит, что Саша плохо драфтит. В конце концов мы все вместе выбираем героев. Я спрашиваю у парней, накидываю им варианты, они соглашаются, не соглашаются, и по итогу я принимаю окончательное решение.

fotoezh-2imgl3095.1200x1200

— Вы все еще в поиске спонсора, правильно?
— Мы ведём еще переговоры с несколькими организациями.

— Как насчет Империи? У них сейчас проблемы с составом, ваши игроки там уже играли, плюс менеджер знаком с этой организацией.
— Я так скажу. У нас много игроков играли в Team Empire. Во-первых, вряд ли они смогут принять наши условия. Во-вторых…. Короче, мы бы вряд ли играли в Империи, даже если бы они нам предложили.

— Степан Шульга оценил объём инвестиций во FlyToMoon в размере 200 тысяч долларов. Согласен ли ты с этим?
— Я тоже читал это интервью. Ну да, он всё по делу расписал. Организации ведь нужно еще и заработать денег. Развивать какую-то медийку и иметь выхлоп со всего этого, а в СНГ с этим сложно. Насколько я знаю, большинство наших организаций работают или в ноль, или в минус. Разве что Na’Vi и VP могут что-то зарабатывать и выходить в плюс. Поэтому, чтобы получать с всего процесса тот самый «выхлоп», нужно неплохо вложится в это дело.

— А не было такого, что ваших игроков начали переманивать после успеха в Москве? Те же NaVi могли поставить Dendi на «пятерку» и Iceberga в мид.
— Даже если такое в теории и было, то Богдан не считает, что Na’Vi — это то место, где он будет расти дальше. Ему сейчас лучше у нас, а деньги, повторюсь, не так и важны. Это можно сказать про каждого игрока, будь это иначе, мы бы уже месяца три как представляли какую-то организацию.

— Если бы вы прошли в грандфинал, а не Liquid, то выступили бы лучше против PSG.LGD?
— Мне кажется, если честно, то мы бы сыграли немного лучше. Мне не нравились пики Liquid в финале, они не были подготовлены к турниру и просто играли душой. Тренировались на ходу. Но у LGD были хорошие драфты и одного скилла было явно недостаточно. У нас было больше вариаций. К тому же мы уже играли против LGD и понимали, что нужно изменить, чтобы выиграть.

Ты только представь, если бы мы тогда закрыли Liquid 2:0, предварительно 2:0 обыграв Virtus.pro. У нас была бы дикая мораль, кураж плюс поддержка зала и мы могли бы показать лучше результат.

— Квалификации на TI8 вы будете играть из дома или на буткемпе?
— У нас по любому будет буткемп, независимо от обстоятельств. Он нам поможет выступить лучше, без него никак.

2_cit

— Твоя карьера тренера сейчас на подьеме, но не рассматриваешь ли вероятность стать игроком?
— Тренировать мне очень нравится и чтобы перейти с этого места, нужен инвайт в серьезную команду типа Virtus.pro. Смысл мне идти в обычную СНГ команду?

— А NaVi?
— А что Na’Vi? Там обычные игроки, по уровню такие же как и во всем СНГ. Единственное — это тэг. Тэг Na’Vi — это давление. Обычные игроки, которые играют под давлением — это Natus Vincere. И поэтому им сложно показывать хороший результат.

— Вы показали отличный результат на одном турнире. Такое часто случается на больших турнирах, но после этого команды ничего больше не показывают. Как вам не стать командой одного турнира?
— Смотри, если вспоминать Ad Finem, то команда играли с 2015 года вместе, постоянно тренировались и их пул героев был всегда одинаков. На момент The Boston Major просто случилось так, что их пул героев совпал с турнирным и они заняли хороший результат. Но мы же не играем два года в ожидании чуда, мы прямо по ходу турнира перестраивали наши драфты множество раз. Победить тир-1 команду сейчас гораздо сложнее, чем раньше. Поэтому я не считаю FlyToMoon командой одного турнира, мы постоянно что-то меняем.

— Недавно на сайте у нас вышла статья про систему патчей. Как влияют выходы патчей на подготовку? Не разрушают ли они соревновательный дух?
— Патчи не много чего меняют. Хорошая команда должна уметь подстраиваться под эти вещи. Команда, которая выигрывает на The International, подстраивается под турнирную мету раз десять. Если ты не умеешь адаптироваться — ты не выиграешь турнир.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Система патчей в Dota 2: шаг вперёд или два назад?

— Но взять тот же футбол, баскетбол, StarCraft 2 — там правила не меняются практически. Не кажется ли тебе, что игроки должна соревноваться за то, кто быстрее разрушит трон, а не за то, кто быстрее адаптируется к мете?
— Доте не так много лет и тут сложно пока придумать всё идеально. Если ничего не менять в Доте, она просто надоест. Если патчи будут выходить раз в полгода, то игра станет идеальной лет через 10. Если менять каждые две недели, то к этому можно прийти за гораздо более короткий промежуток времени.

3_cit

— Хорошо. Предствим, что мы пришли к идеальной Dota 2 за гораздо более короткий промежуток времени. Патчи больше не нужны?
— Нет, обновления по-любому будут нужны. Мета меняется, пики меняются, иначе игра может приесться.

— Шахматы за тысячелетия не приелись еще.
— Но шахматы не смотрит так много людей, как Доту. Они не такие интересные. В Доте всегда будет «имба», которая будет рушить баланс.

— Но почему игру нельзя сбалансировать?
— Тяжело ответить сразу, но мы же говорим о 120-ти героях, верно? Одних поднял, других опустил и так по кругу. Сильных делают слабее, слабых — сильнее. В том числе из-за непопулярности. Стоит немного изменить «винтик» в одном персонаже, а у других от этого вся стратегия меняется в корне. Слишком много вариантов развития событий.

— Какой герой сейчас «имба» в Доте?
— Очевидно, Leshrak. Точнее даже Leshrak и Io. Они очень сильные. Взять Leshrak’a, он один может пойти сразу на три линии. Ты можешь пикнуть его на любую позицию и когда дело доходит до ласт пика, противник всё еще не будет знать какой герой пойдёт на ту или иную линию. Враги просто теряются уже на стадии драфта.

А у Io просто очень сильные таланты. Он даже «имбовее», чем Leshrak. Не знаю, как он теперь работает с Bottle, но вот даже сейчас на MDL этот герой выиграл все матчи, которые я смотрел, кроме финального матча, где его пикнули VG.JS. Еще и Аганим встроенный на 15 уровне. Представь, Luna ультует и три героя умирают за один талант — это нормально? Я не думаю.

— Будем заканчивать. Удачи вашей команде на грядущих квалификациях! Что-нибудь передашь напоследок? Привет фанатам?
— Меня многие в Steam просили передать привет, иначе убьют! (смеется) Так что привет всем моим друзьям со Steam’a, не буду всех перечислять. Ну и привет моему другу Олегу!

Материалы по теме

В Dota 2 вийшло оновлення 7.36, яке вносить глобальні зміни в механіку гри

0

В Dota 2 вийшов ключовий патч за версією 7.36, який вносить в гру настільки глобальні зміни, що вони вплинуть на всі ключові аспекти МОБА від Valve.

Counter-Strike програв. Турніри в жанрі MOBA посіли 9 з 10 перших місць за кількістю глядачів у 2023 році

Стали відомі найпопулярніші кіберспортивні турніри у 2023 році. До першої десятки найпопулярніших чемпіонатів за піковою кількістю глядачів потрапило чотири турніри з League of Legend, п’ять турнірів з мобільної МОБИ Mobile Legends і один турнір з Counter-Strike, яким став BLAST Paris Major, який опинився лише на дев’ятому місці.

ESL оголосила розклад змагань з Dota 2 на 2024 рік. Організація бере під повний контроль кіберспорт моби від Valve

Як і очікувалося ESL бере під повний контроль сцену Dota 2. Найбільший у світі турнірний оператор оголосив розклад турнірів на 2024 рік і він каже про те, що саме ESL буде регулювати розвиток кіберспорту в Мобі від Valve.

The International повернувся до того, з чого все починалося, але він став ракетою, яка відірвала кіберспорт від землі і піднесла на олімпійську орбіту

У далекому 2011 році сталася глобальна кіберспортивна революція, вперше в історії цифрового спорту за перемогу в турнірі команда отримала 1 мільйон доларів США.