Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Высочайшее достижение нейтронной мегалоплазмы! … ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там, внутри, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из коих и возникает синекдоха отвечания….

 

 

Год 2010. Группа молодых людей врывается в мировой Counter-strike, агрессивно оттирая плечами авторитетов и фаворитов игры. Отзывается эта группа на имя Na`Vi и 2011 год уже она встречает в статусе фаворита №1 любого турнира.

 

Конец года — самое подходящее время для подведения итогов блестящего выступления команды. Среди прочего попробуем понять, каким образом команде Натус Винсере удалось выиграть 12 турниров, 3 из которых наиболее весомы и престижны на международной арене. Как удалось стать ведущей командой мирового топа, на которую равняются все былые чемпионы. Удалось всего за один 2010 год команде, которая была создана в декабре 2009 года.

 

Значимость этих событий и их влияние на сообщество игроков и болельщиков сложно переоценить. Но прежде чем затрагивать мировоззренческие вопросы, необходимо напомнить статистику достижений нашей украинской команды. Товарищи, числами не интересующиеся, могут пройти сразу ко второй части статьи с гуманитарными рассуждениями :).

 

Часть 1.

 

Турниры 2010 года.

 

Турнирная летопись команды  Na`Vi.

 

Место

Турнир

Дата

Место проведения

 

Приз

5

IEM4 EU Championship

14-17 января

 Кёльн, Германия

$1,250

1

Arbalet Cup Asia UA Qualifiers

23 января

 Днепропетровск, Украина

оплаченная квота

1

Arbalet Cup Asia

30-31 января

 Алматы, Казахстан

$10,000

4

Arbalet Cup February           

14 февраля

 Москва, Россия

 

1

IEM4 World Championship

2-6 марта

 Ганновер, Германия

$50,000

1

Arbalet Cup Ukraine

3 апреля

 Киев, Украина

$3,000

1

Arbalet Cup Best of Four

9-11 апреля

 Киев, Украина

$12,000

4

Arbalet Cup CIS 2010

25 апреля

 Москва, Россия

 

2

Arbalet Cup Europe

14-16 мая

 Стокгольм, Швеция

$10,000

1

ESWC UA 2010

29-30 мая

 Киев, Украина

оплаченная квота

1

CGL Ukraine Season 5 & 6

12 июня

 Киев, Украина

$1,800

5-8

Dreamhack Summer

20-21 июня

 Йонкопинг, Швеция

 

1

ESWC

30 июня –

4 июля

 Париж, Франция

$36,000

1

Arbalet Cup Dallas

16-18 июля

 Даллас, США

$25,000

3

GameGune

22-24 июля

 Бильбао, Испания

$4,000

3

IEM5 GC Shanghai

29 июля –

1 августа

 Шанхай, Китай

$5,000

1

WCG Ukraine Grand Final

14-15 августа

 Киев, Украина

оплаченная квота

3

ASUS Summer

28-29 августа

 Киев, Украина

$3,000

1

World Cyber Games           

1-4 октября

 Лос-Анджелес, США

$25,000

4

World e-Sports Masters

3-7 ноября

 Ханчжоу, Китай

$7,500

1

DreamHack Winter

25-27 ноября

 Йонкопинг, Швеция

$28200

 

Сыгран 21 турнир. Выиграно 12 турниров, 1 второе место, 3 третьих места.

Эффективность участия (отношение выигранных турниров к общему числу) — 57%.

Эффективность финалов (отношение выигранных турнирных финалов к общему их числу) — 92% (!).

Для сравнения fnatic в 2009 году выиграли 7 турниров из 12 (58%), при этом в финалы попадали 10 раз – эффективность финалов 70%.

В 2008 году, когда mtw задавали тон мировому CS, ими были выиграны также 7 турниров из 12 (58%) и 7 из 8 финалов (88%).

 

Na`Vi имели гораздо более плотный график турниров в 2010 году и показали при этом уровень эффективности не ниже чем у команд, чья игра и достижения в соответствующие периоды характеризовались как «тотальное доминирование».

 

Нельзя обойти вниманием факт, который добавляет неслабой эпичности достижениям Na`Vi :). Это выигрыш Большого шлема – победа в трех крупнейших и престижнейших турнирах IEM4, ESWC, WCG за один год. Такое не удавалось еще никому, учитывая конечно, что лига IEM существует всего-то 4 года. Но что-то подсказывает, что и в будущем это останется недостижимым рекордом, ведь дисциплина CS не вечна.

 

Количество сыгранных и выигранных турниров напрямую отразилось на сумме призовых, размер которых по итогам года оказался рекордным.

 

 

Год

 

Команда

 

Сумма призовых

 

2003

 SK

$171,642

2008

 mTw

$146,863

2009

 fnatic

$175,622

2010

 Na`Vi

$221,750

 

 

Необходимо отметить, что размер призовых имеет несколько умозрительный характер, поскольку не все деньги были получены командами даже за 2008-2009 года. К примеру, ни fnatic, ни mtw не получили $25000 за первое место на Kode5, которое они занимали в 2009 и 2008 году соответственно.

 

Хочешь быть первым — побеждай лучших.

Чтобы побеждать в турнирах, нужно быть готовым играть и выигрывать у сильнейших команд мира. Быть готовым не только в игровом плане – иметь равную топам стрельбу и тактические заготовки, но в первую очередь в психологическом – подходить к играм без дрожи в коленках и мандража. Что продемонстрировали Na`Vi в течение года на пути к своим чемпионским титулам? Посмотрим, кто из грандов смог оказать сопротивление набирающему ход катку.

 

Команды-легенды, без которых любой чемпионат становится пресным и унылым, команды, которые годами никто не мог сдвинуть с мирового трона и которые делили большинство титулов в своем узком кругу – fnatic, SK, mtw, FX, mouz. Это пятерка команд, которые в этом году оспаривали большинство титулов и с которыми Na`Vi боролись в плейофф, зачастую в стадиях полуфиналов и финалов.

 

 Mousesports.

Маузы никогда не могли похвастаться особыми успехами на международной арене в отличие от внутренней, тем не менее и у них на счету есть несколько громких титулов. Чемпионы 2-го сезона Extreme Masters, чемпионы европейских финалов 4-го сезона Extreme Masters и еще несколько титулов помельче и много призовых мест. Крепкий середняк из топов.

В 2010 году Na`Vi встречались с mouz в трех турнирах.

IEMEU Championship: маузы выбили Na`Vi в стадии стыковых матчей за выход в полуфинал.

IEM4 World Championship: уже Na`Vi выбили маузов в той же стадии.

На Arbalet Cup Dallas команды играли в финале, который маузами был проигран.

 

 Na`Vi –  mouz

Общий счет по матчам 2:1.

Общий счет по картам 5:3.

 

 Frag eXecutors.

Легендарные поляки с одним из лучших игроком всех времен в составе. В 2010 году команды долгое время не могли пересечься в турнирах, но начиная с GameGune и до конца года состоялось 4 турнирные встречи.

GameGune: поляки выиграли полуфинал виннеров.

WCG: FX сложили свои полномочия чемпионов WCG 2009 и передали их в руки Na`Vi, хотя это была только стадия полуфинала, итог турнира всем известен.

WEM: турнир был проигран Na`Vi полякам в финале лузеров.

DreamHack Winter: полуфинал и  победа Na`Vi.

 

 Na`Vi –  FX

Общий счет по матчам 2:2.

Общий счет по картам 4:2.

 

 SK.

Команда, до сих пор живущая под сенью славы 2003 года, когда она была непобедимой. Почти. Одно третье место на ESWC и 8 первых мест в остальных турнирах. Последние годы SK находится в некотором затяжном кризисе, связанном с попытками найти оптимальный состав, чтобы вернуть свои былые позиции. В целом 2010 год нельзя назвать шибко удачным для SK. На международной арене выигран один турнир SEC 2010, где из топовых команд были только mtw и заняты вторые места на ESWC и WEM. Тем не менее, по количеству призовых за год SK удерживает третье место после Na`Vi и fnatic.

Na`Vi встречались с SK в пяти турнирах. Эти встречи имели разное турнирное значение и SK показали себя одной из самых неуступчивых команд, хотя один весьма значимый титул был выигран именно у них.

IEM4 World Championship: команды встречаются в групповом этапе и результат встречи лишь предопределяет кто с какого места выходит в плейофф. SK побеждают.

Arbalet Cup Best of Four: формат соревнования — игра на 5 картах с каждым соперником. Na`Vi блестяще выигрывают серию: 3 победы, ничья, поражение.

Dreamhack Summer: SK берут реванш, выбивая Na`Vi в стадии 1/8 финала.

ESWC: украинцы не просто восстанавливают паритет в противостоянии с SK, а выигрывают финал турнира — самую главную встречу в году.

WEM: проигрыш миксовому составу SK в полуфинале виннеров на сильнейшей карте Na`Vi de_train. Казалось бы провал? Но это было лишь подтверждением сложившейся закономерности турнирных побед украинской команды, которая выглядит как синусоида.

 

 Na`Vi –  SK

Общий счет по матчам 2:3.

Общий счет по картам 5:6 и 1 ничья.

 

 fnatic.

Противостояние с fnatic всегда вызывает повышенный интерес, ведь эта команда имеет свой яркий неповторимый стиль, благодаря которому она и доминировала в 2009 году. Этот стиль вкратце можно описать как «вышел и убил». Набор великолепных стрелков в совокупности с одним из лучших капитанов современности позволили этой команде завоевать большое количество титулов. Хочешь побеждать в турнирах? Думай как побеждать fnatic.

 

История встреч в 2010 году насчитывает 8 турниров.

IEM4 European Championship Finals: проиграна карта в групповой стадии.

IEM4 World Championship: стадия финал – это первый финал такого уровня для Na`Vi и фнатики отлетают 2-0. Na`Vi показывают свой аппетит и намерения ворваться в мировой топ CS.

Arbalet Cup Best of Four: матч с fnatic был заключительным и для победы в турнире Na`Vi нужно было выиграть 2 карты из 5, что они и сделали в первых же двух играх.  Затем последовало 3 поражения с плотными счетами. «Не хватило мотивации» — объясняли потом Na`Vi. Но статистика любит лишь сухой счет. Итог встречи — победа fnatic 3-2.

Arbalet Cup Europe: финал турнира выигрывают fnatic.

ESWC: турнир, на котором фнатики запаковали чемоданы уже в 1/4 финала. Кстати игру на dust2, которая закончилась со счетом 16-1 в пользу Na`Vi, можно назвать одной из лучших в их исполнении.

GameGune: Na`Vi вылетают в финале лузеров, проигрывая на своей слабой карте de_nuke. Общественность тогда же интересуется: доколе будет игнорироваться эта карта. И несмотря на заверения о том, что карта тренировалась в частности к WCG, Na`Vi после Испании и до конца года сыграют ее лишь один раз – на ASUS Summer.

IEM5 GC Shanghai: Na`Vi проигрывают полуфинал со счетом 1-2 в очень жестких напряженных играх, показательны счета 16-14, 18-21, 14-16. При этом 3-я карта доигрывалась на следующий день из-за отключения электричества.

DreamHack Winter: последний турнир года, четвертьфинал. Na`Vi проходят в полуфинал, выиграв матч 2-1 и проиграв новую карту de_mirage.

 

 Na`Vi –  fnatic

Общий счет по матчам 3:5. Если оценивать турнирное значение этих матчей (как они повлияли на распределение мест в турнирной таблице), то ведут уже Na`Vi 4-3. 

Общий счет по картам 10:10.

 

 mTw.

И наконец десерт :).

Датчане могли стать самой успешной командой 2010 года, если бы не Na`Vi.  Украинцы стали для них роковой командой, непреодолимым препятствием даже учитывая всю рандомность CS. Четвертьфинал, 2 полуфинала и 2 финала крупных турниров были проиграны датской командой. Противостояние двух команд в 2010 году можно назвать игрой в одни ворота.

 

IEM4 European Championship Finals: групповая стадия, победа Na`Vi. Кстати эта победа стала одной из ключевых, которая дала команде необходимую ей уверенность в борьбе на самом высоком уровне. Подробно о роли этой игры можно почитать в интервью Зевса.

Arbalet Cup Europe: групповая стадия – разгром на инферно, полуфинал 2:0.

ESWC: полуфинал 2:1.

Arbalet Cup Dallas: четвертьфинал 2:0.

World Cyber Games: финал 2:1.

DreamHack Winter: финал 2:0.

 

Статистика фатальная для mtw и наверняка все их усилия в короткое зимнее межсезонье будут направлены на поиск ключей к игре Na`Vi.

 

 Na`Vi –  mTw

Общий счет по матчам 6:0.

Общий счет по картам 12:2.

 

Таким образом, счет турнирных встреч Na`Vi против команд топ 5 мира таков:

Общий счет по матчам 15:11.

Общий счет по картам 35:23.

 

Карты, деньги, два пять стволов.

 

Речь идет конечно же о картах Counter-strike. За весь 2010 год украинской командой было сыграно 196 карт в официальных лан-турнирах. Какие карты более или менее успешны смотрим в таблице.

 

 

Карта

 

Побед

 

Поражений

 

Ничьих

 

Процент побед, %

 

Самые длинные серии побед

 

de_train

34

7

0

83

12, 14

de_dust2

44

10

1

80

10 (еще не закончена)

de_tuscan

16

4

0

80

9

de_nuke

12

4

0

75

9

de_inferno

46

13

3

74

8

de_mirage

1

1

0

50

1

Всего

153

39

4

78

 

 

 

Сами по себе цифры может и интересны, но куда интереснее они в сравнении. Сравнивать мы будем все с той же пятеркой грандов. Статистика карт fnatic, SK, mtw, FX, mouz взята за 2009-210 года. В свою очередь команде Na`Vi всего год от роду и сравниваются неравнозначные периоды. Тем не менее, некоторые выводы можно почерпнуть и из такого сопоставления.

 

Процент побед по картам.

 

 

Команда

 

de_train

 

de_dust2

 

de_tuscan

 

de_nuke

 

de_inferno

 

de_mirage

 

 Na`Vi

83

80

80

75

74

50

 fnatic

66

72

67

77

70

100

 SK

68

67

65

65

60

50

 mTw

69

59

74

80

70

100

 FX

70

71

50

67

54

100

 mouz

64

73

67

73

76

 

 

Впечатляющее преимущество Na`Vi. Если бы не дутый процент побед маузов на инферно (как, впрочем, и на других картах), который достигнут только за счет избития немецких команд на внутренней арене в лиге EPS (за 2 года не проиграно ни одно инферно немецкой команде, тогда как на международной арене показатели куда хуже), то Na`Vi лидировало бы по 4-м картам из 5 основных.

 

Ага, вот эти ребята.

 

Прежде всего необходимо заметить, что приведенная ниже статистика — всего  лишь сухой набор чисел, который не отражает качественных параметров подсчитываемых фрагов. Минус 4 или минус 5 на экораунде и минус 1 в ситуации 1х1 в решающем раунде финала совсем разные вещи. Отсюда следует вывод.

Нельзя осуждать что-либо, основываясь лишь на количественных характеристиках. Главная вещь, которую всем стоит помнить, — механизм Na`Vi работает и работает фантастически.

К сожалению, не удалось отыскать индивидуальную статистику по всем турнирам 2010 года, но 17 турниров из 21 были обсчитаны.  Не проведен расчет по Arbalet Cup Asia UA Qualifiers, Arbalet Cup Ukraine, ESWC UA 2010, CGL Ukraine Season 5 & 6 (ЛКИ лан финалы).

 

«Кадры решают все!» — говаривал товарищ Сталин. И нельзя с этим не согласиться, когда смотришь на игру парней из Na`Vi. 

 

В общем и целом статистика выступлений игроков за 17 турниров такова.

 

 

Игроки

 

Фраги

 

Смерти

 

Коэфциент

 

 Edward

3568

2750

1,30

 markeloff

3387

2370

1,43

 starix

3378

2526

1,34

 Zeus

3203

2787

1,15

 esenin

2938

2674

1,10

 

 

Иоанн «Edward» Сухарев

 

 

Killing machine. Такое несколько трэшевое, но точное определение можно дать Эдварду. Лидер команды и самый стабильный игрок Na`Vi на протяжении всего года. На 9 из 17 турниров он занимал 1 место в команде по количеству фрагов. И ни в одном (!) не занимал место ниже третьего. Отставание от лидеров при 2-3 местах в среднем составило 11,7%. Это очень плотный результат.

 

Болельщики заметили некоторый спад в игре Эдварда в период летних турниров, который как раз проявился в потере лидерства по фрагам. Самое интересное, что 3 из 4-х турниров, по результатам которых Эдвард был третьим в команде, Na`Vi не смогли выиграть. Это DreamHack Summer 5-8 место, GameGune 3 место, IEM5 Global Challenge Shanghai 3 место.

 

Однако ближе к осени Эдвард снова вернулся на лидирующие позиции. Команда выиграла украинские отборочные WCG, гранд-финал WCG, Дримхак.

 

Многие еще в 2009 году отмечали, что индивидуальный уровень Эдварда давно перерос границы СНГ. Но для него не находились команды, в которых он мог бы реализовать весь свой потенциал. И та игра, которую он продемонстрировал с первых же турниров в составе Na`Vi, не только подтвердила звучавшие ранее мнения, но и показала, что по уровню мастерства Эдвард легко входит в пятерку лучших игроков мира.

 

Официальные индивидуальные награды 2010: лучший игрок  Arbalet Cup Best of Four.

 

Самый запомнившийся игровой эпизод 2010:

http://www.youtube.com/watch?v=Vg0iMr93z6c

 

Егор «markeloff» Маркелов

 

 

Он без сомнения лучшее awp 2010 года. За спиной маркелова собираются понаблюдать за его игрой легенды прошлого и звезды современной сцены CS. Его боятся команды-соперники и обсуждают возможные позиции на карте, которые он «держит». Не может не вызывать восхищение и живучесть маркелова, которая вывела его в лидеры команды по соотношению фраги/смерти. Мы не раз наблюдали awesome сейвы awp, которые вдохновляли мувимейкеров на создание видеоэпизодов, и которые наверняка в будущем войдут в серию мувиков, посвященных игре Нави и игре маркелова в частности.

 

Сравним статистические показатели маркелова с другими игроками такого же амплуа из топовых команд мира (или пребывавших в таковых). Условия сравнения следующие.

— сравниваются игроки из клуба 3000, т.е. имеющие не менее 3000 фрагов.

— показатели маркелова взяты только за период существования Нави и только за 17 турниров из 21.

 

— показатели других игроков «черновые», т.е. взяты за период 2009-2010 гг. без учета значимости турниров и места их проведения – лан или онлайн.

 

 

 

Игрок

 

Команда

 

Всего фрагов

 

Фраги из awp

 

Процент фрагов из awp

 

 markeloff

Na`Vi

3387

1262

37,3

 Delpan

fnatic

4310

1585

36,8

 pasha

FX

3160

1052

33,3

 frod

EG

3327

1050

31,6

 sixer

eSahara

3032

880

29,0

 sunde

не активен

4322

1144

26,5

 dsn

fnatic

6089

1400

23,0

 

 

Стоит отметить личный рекорд маркелова на недавно закончившемся Дримхаке: 124 из 213 фрагов или 58,2% были сделаны из awp.

 

Официальные индивидуальные награды 2010: лучшее AWP Arbalet Cup Best of Four, лучшее AWP Arbalet Cup Europe, лучшее AWP Arbalet Cup Dallas 2010.

 

Самый запомнившийся игровой эпизод 2010:

http://www.youtube.com/watch?v=z1vZWX5HrHQ

 

Сергей «starix» Ищук

 

 

Человек, цементирующий своей надежностью всю игру команды и для которого не является проблемой при наличии таких лидеров, как Эдвард и маркелов, разрывать турниры и занимать внутрикомандное первое место.

 

Самыми знаменательными турнирами в этом отношении для него стали Arbalet Cup Dallas и DreamHack Winter . На Арбалете старикс по результатам турнира опередил своего ближайшего партнера по команде маркелова на 56 фрагов. При этом у команды средний показатель разницы между первым и вторым игроками за 17 турниров около 20 фрагов. Достижение старикса на Арбалете своего рода аномалия :).

 

Также Cтарикс является рекордсменом команды по количеству выигранных ситуаций 1х1 как в абсолютном, так и относительном выражении. Из 68 дуэлей он вышел победителем в 48 (71% случаев). Для сравнения, маркелов, имеющий второй показатель, выиграл 42 из 82 дуэлей (51%). Команде впору подумать над тактиками, как оставить старикса 1х1 после разменов :). Нельзя не отметить два турнира с лучшими показателями старикса. На ESWC было выиграно 7 из 7 ситуаций 1х1, на Arbalet Cup Dallas 9 из 10.

 

Официальные индивидуальные награды 2010: лучший игрок Arbalet Cup Dallas, наиболее ценный игрок DreamHack Winter.

 

Самый запомнившийся игровой эпизод 2010:

http://www.youtube.com/watch?v=WHaOVO5gpvs

 

Данил «Zeus» Тесленко

 

 

Если бы полтора года назад кто-то сказал, что Зевс станет координатором самой успешной команды 2010 года, такого человека, скорее всего, высмеяли бы. Да, он всегда был отличным игроком и фрагером, но чтобы руководить? Однако результаты команды показали, что выбор был настолько же невероятным, насколько и верным.

 

В народе ходит мнение, что капитан команды не обязательно должен быть эймером – главное мол, чтоб координировал, как следует. Но эта история не про Зевса. Получив роль координатора, Зевс не потерял свои стрелковые качества. И хотя по суммарному показателю он занимает 4-ю строчку в таблице, его результаты от турнира к турниру колеблются во всем диапазоне от 1-го до 5-го внутрикомандного места. С одной стороны это можно назвать нестабильностью, а с другой стороны, располагая такими исполнителями как эдзи, марик, старикс, невозможно быть в команде постоянным лидером по фрагам :). Для Зевса главное создать условия в игре, построить тактику таким образом, чтобы каждый игрок мог раскрыть в полной мере свои индивидуальные способности. Когда смотришь на все достижения команды и ее игроков, понимаешь, что

 

Зевсу это удалось в полной мере. А относительные неудачи в ходе сезона только давали бесценный опыт и помогали корректировать игровой процесс.

 

Представляет относительный интерес сравнение капитанских показателей топовых команд. Показатель фраги/смерти большого представления об игре не дает, но позволит выяснить, кто из координаторов своей команды более успешен. Т.е. это некий коэффициент полезности – насколько игрок больше убивает, чем умирает.

 

К примеру, игрок, сделавший 110 фрагов при 100 смертях, будет иметь коэффициент 110/100=1,1.

 

 

Игроки — координаторы

 

Команда

 

фраги/смерти

 

TaZ

FX

1,2

gob b

mouz  (по 2010 г.)

1,2

Zeus

Na`Vi

1,15

Robban

SK

1,12

ave

Mtw

1,04

carn

Fnatic

1,03

 

 

А теперь сравним тот же коэффициент, но полученный уже в личных встречах между командами за 2010 год.

 

 

 

vs fnatic 20 игр

 

vs mtw 14 игр

 

vs mouz 8 игр

 

vs FX 6 игр

 

vs SK 5 игр*

 

Zeus

0,93

1,18

1,24

0,99

0,98

carn

0,82

 

 

 

 

ave

 

0,79

 

 

 

gob b

 

 

0,77

 

 

TaZ

 

 

 

0,9

 

Robban

 

 

 

 

0,88

 

 

*Под предводительством Роббана было сыграно именно столько игр. Он стал капитаном перед летним Дримхаком и пропустил WEM.

 

Из таблицы видно, что, несмотря на лучшие коэффициенты у некоторых товарищей в целом, в противостоянии с Нави они сильно проседают. Зевс показывает более эффективную игру, чем его оппоненты по амлуа, т.е. приносит больше пользы своей команде. Если бы номинация лучшего координатора существовала, в 2010 она бы досталась сами догадаетесь кому :).

 

Официальные индивидуальные награды 2010: лучший игрок Arbalet Cup Asia.

 

Самый запомнившийся игровой эпизод 2010:

http://www.youtube.com/watch?v=A0BmD4Xdk1M

 

Арсений «ceh9»  Триноженко

 

 

 

Игрок, чья игра вызывала всяческие кривотолки в среде болельщиков и чье присутствие в команде было предметом дискуссий, к концу года показал однозначную  обоснованность выбора в так называемую сборную Украины, которая стала называться Na`Vi.

 

Автор статьи, будучи болельщиком, не пропустившим ни одного турнира с участием Нави, сильно переживал в играх с теми же фнатиками, что карн и ко найдут позицию, которую держит сеня и будут ее ломать каждый раз, потому как сеня же слабое звено. Но после того как и гетрайт, и форест, одни из лучших эймеров мира, отлетали от сениного кольта/ак большого желания ломать ту же длину на даст2 у фнатиков не наблюдалось. Думается у ребят из фнатик и других профессиональных команд мнение о сене совершенно иное, нежели у комментаторов на киберспортивных порталах.

 

Любопытный факт, раз уж речь зашла о фнатик. Сеня, который, видимо, имеет что-то личное против этих шведов, в некотором роде открыл сезон их поражений в 2010 году на IEM4 и закрыл его на Dreamhack Winter. Он провел две из лучших игр в своей карьере, обе на инферно и обе решающие: на IEM4 2-я карта финала, на Dreamhack 3-я карта за выход в 1/4 финала. Какие раунды он брал, нужно просто смотреть. Где-то  у сени есть переключатель под названием «тащилово», и это делает команду одной из лучших по сбалансированности состава. Ведь абсолютно каждый из 5 игроков может брать груз ответственности и лидерства в важных матчах и приносить команде победу. Не единолично, нет, а просто делать немного больше и удачливее, чем другие.

 

Если кто считает, что 2 карты не показатель, тем рекомендуется посмотреть игры плейофф на ESWC: dust2 против fnatic, inferno против SK в финале или игры Dreamhack Winter: dust2 против FX, train против mtw в финале. Это лишь одни из самых ярких игр, список далеко не исчерпывающий.

 

 

Самый запомнившийся игровой эпизод 2010:

http://www.youtube.com/watch?v=AGViSaFJfJ0

 

Часть 2.

 

Несколько рассуждений о том, какой резонанс вызвали Na`Vi в среде профессионального CS и среде болельщиков, а также какие предпосылки и причины достижений, о которых говорилось в 1-й части.

 

Еще только в ходе обдумывания тезиса о том, что Na`Vi заставили топ команды проводить изменения в своих составах с целью найти способы противодействия украинской смертельной машине, в подтверждение этой мысли на шведской сцене CS произошли бурные пертурбации. А ведь до декабрьских событий, происходившие замены в составах были куда точечнее и мягче.

 

Организация fnatic после неудач первой половины года в середине июля произвела обратную рокировку, заменив трита на Гукса, который выступал за них еще в 2009 году.

 

Датчане из mtw, которые больше всех отлетали от украинцев, почему-то решили, что Arcadion вместо Sunde поможет исправить ситуацию. Но на зимнем Дримхаке все прошло по уже привычному сценарию – на этот раз mtw без особых шансов улетели на двух картах. Скорее всего, прогресс будет виден уже в 2011 году.

 

SK в течение всего года пробовали новичков в своем составе, пытаясь найти свою игру. Начав год в составе walle, allen, robban, face, kHRYSTAL, команда в феврале меняет кристала на Гукса. После ухода Гукса во фнатик в состав берут модди. Во время болезни Роббана на один трунир WEM берут Дельпана. В целом нельзя сказать, что эти перестановки были спровоцированы Na`Vi, скорее замены были вынужденными. Но в декабре SK взорвали настоящую бомбу, развалив топовую команду мира и собрав один из лучших составов Швеции.

 

По личному мнению автора, fnatic попросту проворонили своих лучших игроков, которые были перекуплены конкурирующей организацией. SK, в свою очередь, убили двух зайцев. Убрали основного конкурента на внутренней сцене, ведь снова стать командой топ-2 мира для фнатиков практически нереально в ближайшем будущем. И сделали шаг по направлению к основной цели – составить конкуренцию Na`Vi в 2011 году. Учитывая, что SK на протяжении 2010 года были не самым удобным соперником для Na`Vi, возможно в противостоянии именно этих двух команд будет решаться судьба большинства турниров 2011 года.

 

Интересно наблюдать, как Na`Vi за один год изменили представления о современном CS и спровоцировали кадровую свистопляску в зарубежных командах, но не менее интересно посмотреть на нас, болельщиков команды.

 

Раскормленные и опухшие от количества побед Na`Vi фаны очень быстро стали ждать самых высоких результатов на каждом турнире, считая топ-3 чуть ли не провалом. С одной стороны это нормально. Просидевший 10 лет на безрыбье, 10 лет без побед на мировой CS сцене, и наблюдая с какой легкостью Na`Vi могут выносить самые жесткие команды, украинский болельщик слегка обезумел и ожидает беспрерывный штамп. Но с другой стороны, люди постарше и поопытнее понимают цикличность развития и невозможность постоянного лидерства в высококонкурентном окружении.

 

Я вам не скажу за всю Одессу, но личное авторское мнение таково. Даже если Na`Vi больше ничего не выиграют (во что верится с трудом), сотворенное ими в 2010 году и подаренные нам эмоции останутся в памяти навсегда. Они стали тем редчайшим событием, которое возродило, откопало из самых забытых углов сознания чувство, похороненное усилиями нашего госаппарата, — чувство национальной гордости. Мы выигрывали IEM, ESWC, WCG и мы гордились, что мы украинцы.  За это команде Na`Vi достается наше пожизненное уважение :).

 

И, наконец, рассмотрим несколько факторов, иногда парадоксальных, которые имели решающее значение в цепочке событий, сделавших Na`Vi тем, чем они являются сегодня.

 

Сначала была идея. Идея создать украинскую dreamteam, базируясь на мощной финансовой поддержке казахского мецената Мурата Жумашевича, он же Арбалет. Для отобранных игроков это был своего рода последний шанс — cейчас или никогда. Шанс показать, что украинский CS вырос из детских штанишек, показать характер и начать выигрывать.

 

Далее отметим гениального провидца, который решил отобрать в команду Арбалет.юа, она же в скором времени Na`Vi, именно этих игроков – Edward, Zeus, markeloff, starix, esenin. Ведь тогда, в конце 2009 года, были развалены почти все топовые украинские коллективы, выбирай кого угодно. Нам не дано узнать чего добилась бы команда, будь там хоть один игрок не из этой выбранной пятерки, но достижения Na`Vi именно в таком составе и в такие сроки, вызывают уважение к человеку, собравшему эту команду.

 

И между тем, точно такой же эксперимент в России не сработал. А сколько турниров взяла бы команда собранная, к примеру, из Гетрайта, фореста, Модди, Гукса и Дельпана и в какой срок? Смогли бы они стать настоящей командой – лидером на целый год? И ведь шведы уже пошли практически по этому пути, собрав один из самых грозных составов SK, которому предстоит на деле показывать, стоило ли заваривать кашу с развалом команд.

 

Следующее самое удивительное и необычное решение – назначение Зевса координатором команды. И снова попадание в цель. Команда под его управлением стала точным, организованным, целенаправленным, отлаженным механизмом. Сейчас, спустя год, это назначение вряд ли кого-то удивляет. Но в момент рождения команды это был смелый шаг.

 

Na`Vi – организация, которая с самого начала своего развития и роста показала, что грамотный менеджмент — основа успешности любого предприятия. Управление всеми аспектами команды: организация быта, тренировочного процесса, решение финансовых и организационных вопросов, конфликтных ситуаций и просто житейских проблем, это все человек, чью роль нельзя недооценивать, менеджер команды Александр Кохановский, он же Zerogravity. Подробно останавливаться на его работе не имеет смысла, игроки неоднократно в своих интервью описывали его роль в команде. Просто отметим, что Na`Vi – это команда из 6 человек, несущих равноценный вклад в ее победы.

 

 

И, конечно же, нельзя обойти вниманием огромный объем работы, проведенный командой над своей игрой. Сколько человеко-часов, джоулей, эргов было потрачено на тренировки никто и никогда не сможет подсчитать, но главное даже не в количестве. Тренировки  — залог победы для любой команды и количеством времени, потраченного на этот повседневный невидимый труд, можно удивить разве что далекого от киберспорта да и спорта в целом человека. Главное — это вектор приложения сил: видение конечной цели, знание способов ее достижения и применение усилий в нужном направлении. Результаты, показанные командой, полностью оправдали вложенные в нее физические, моральные, финансовые ресурсы.

 

«А все-таки у меня есть вопрос, — продолжал Хлебовводов. Как же она все-таки отвечает?» Перефразируя героя Стругацких, как же работает машина Нави, что изменилось в природе вещей украинского CS? Такой вопрос возникает, глядя на события до и после. Ведь еще до начала событий, знаменующих эпоху Na`Vi, в украинском сообществе обсуждались, писались статьи, холиварились в комментариях причины неудач украинских команд на международной арене. Третье место АГ на WCG 2007 было нашим чуть ли не единственным утешением, достижением на века. Отсутствие хорошего интернета и тренировок с заграницей, тактическая скудость, неуверенность в себе в играх с топ командами, психологическая неустойчивость и неумение держать удар после серии проигранных раундов, зажатость, даже славянский менталитет – все это приводилось в качестве доводов слабой игры.

 

И в одночасье нищий стал королем. Все факторы со знаком минус, вдруг поменяли свою полярность. Да, мы вывели логическую последовательность событий и поняли, что Эдвард, маркелов, Зевс, старикс, сеня смогли реализовать копившийся годами потенциал и выйти на новый качественный уровень. Но быть может «Элемент необъяснимого имеется…»? Может, есть факторы, которые нельзя объяснить рационалистически? Невозможно же такие нематериальные вещи как командный дух, характер, взаимопонимание, взаимоподдержку, взаимоуважение  и прочие взаимо спрогнозировать и запланировать. А ведь именно они соединяют разрозненные части механизма в одно целое и дают качественно иной элемент  — команду рожденную побеждать. И можно назвать это, если хотите, маленьким чудом, что у Na`Vi  зажглась та внутренняя искра, которая сделала их уже легендарной командой, а мы, болельщики, получили самое яркое киберспортивное событие года.

 

 

В качестве заключения хочется пожелать, чтобы в новом 2011 году Na`Vi не забывали формулу успеха и по-прежнему радовали себя и нас новыми победами. Всех с наступающим Новым годом и болеем за Na`Vi  :).

 

Использованы материалы: hltv.org, sk-gaming.com, mymym.com, navi-gaming.com

Фотографии by Vegas gameinside.ua.

Материалы по теме

PGL Major Stockholm 2021 — Репортаж

0

С 26 октября по 7 ноября пройдет PGL Major Stockholm 2021 по CS:GO в LAN-формате. Это будет первый мейджор за более, чем два года. На нем сыграет 24 команды со всего мира, которые сразятся за рекордный призовой фонд в размере $2.000.000.

Менеджер Gambit о sh1ro: «Он первый раз приехал на буткемп с дядей, чтобы тот проверил, не обманываем ли мы его»

Менеджер Gambit Esports Александр sweetypotz Щербаков рассказал о подписании Дмитрия sh1ro Соколова в состав по CS:GO. По словам Андрея B1ad3 Городенского, который тогда тренировал Gambit, у sh1ro были очень серьёзные амбиции. Об этом sweetypotz рассказал в интервью для портала Escorenews.

UPEA организовала экскурсию в новый офис Natus Vincere для детей проекта «Ответственность Лига»

На прошлой неделе для участников проекта «Ответственность Лига» из команды Step by Step Kyiv, в которую входят дети с РАС, была организована экскурсия в новый офис Natus Vincere.

«Если у вас стоит это — вы не можете выиграть в Доту». YATORO показал свои настройки в Dota 2

0

Керри состава Team Spirit Илья Yatoro Мулярчук во время стрима показал свои настройки в игре Dota 2. Он также отметил некоторые особенности в настройках, при включении которых невозможно выиграть в доту.

Готов рвать на мейджоре! s1mple в одиночку расправился со всей командой противника в матче на FACEIT — ВИДЕО

0

Снайпер команды NAVI Александр s1mple Костылев один разнес всю тиму противника в матче на FACEIT. Невероятный эйс от игрока «Рожденных побеждать» уже заставляет нервничать противников, которые вот-вот столкнуться с этой командой на PGL Major Stockholm 2021.