Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

В последнее время Дота-сообщество в СНГ лихорадит скандалами на почве оскорблений, призывов к бойкоту и откровенного расизма. Создается ощущение, что киберспортсмены время от времени теряют связь с реальностью и не могут взглянуть на свои поступки со стороны. Тема эта, увы, не в новинку для нашего читателя, вот только ситуация и не думает меняться в лучшую сторону. Даже есть уверенность в том, что с самого начала существования Доты люди обзывали друг друга при первой возможности и это нормально. 

У про-игроков это проявляется еще сильнее. Они ведь «про», знают как лучше. Но поскольку их узнают, у них есть влияние, то с них и спрос больше. Непонятно, виной тому банальная незрелость или накопленная усталость, но в результате их собственной несдержанности кто-то становится жертвой. Страдают организации, в составе которой числится игрок, упомянутые им личности или сам инициатор происшествия. И чтобы этого избежать, достаточно просто оценивать свои действия прежде, чем они станут достоянием общественности. Ведь интернет помнит все.

Рассмотрим два свежих кейса

Кейс #1

Daxak призвал общественность бойкотировать Травомана — стримера-ютубера средней популярности, за то, что тот выводит на эмоции игроков своей игрой на Techies. Я лично знаком с Никитой, он всегда создавал впечатление здравомыслящего человека с интересными идеями. Поэтому мне было абсолютно непонятна мотивация этого бойкота. Как кардинальная мера, призыв Никиты больше похож на разборки школьников, чем на поступок взрослого человека. В нем полностью отсутствует логика. 

  1. Разве в официальных матчах противник не может пикнуть Techies? Почему бы не попрактиковаться в таком случае?
  2. Можно номинировать Минёра в бан-лист перед фазой выбора героев.
  3. Абсолютно не продуманы последствия.

Понятно, что претензия Никиты к Травоману в том, что тот специально заставляет игроков сгореть на минах, чтобы заснять это и получить еще больше просмотров. Не самый благородный труд, но честный, с этим ничего не поделаешь. А вот последствия у принятых мер могут быть плачевные. 

Всегда стоит помнить, что какую бы идею ты не представил публике, найдутся люди, которые исковеркают её и неверно истолкуют. Призвав игнорировать Травомана, Daxak повесил мишень на спину блогера, невольно натравив на него свою армию поклонников. А между прочим, на ютубе у Дахака почти 30 тысяч подписчиков, а в ВК — почти 7 тысяч. Достаточно десятка неадекватов, которые начнут писать родителям, близким и ситуация выйдет из-под контроля. Так и произошло.

Хронологию ситуации можно прочитать у нас на сайте. Сейчас парни уже разобрались между собой, а Дахак так и вовсе забрал все свои слова назад. Но урон причинен, как моральный, так и репутационный — этого ничто не исправит.

Кейс №2

Новый мидер NAVI young G решил вбросить свое мнение на тему конфликта Дахака и Травомана в духе теоремы Эскобара, спроецировав ее на религию. Уже позже, извиняясь, он скажет, что это все неудачная шутка и ничего такого он не имел в виду. Чувство юмора, как известно, у всех бывает разное, но ведь нужно же думать, как её воспримут окружающие. Как это воспримет сообщество. Как это воспримут в NAVI, в конце концов! По итогу, парню продлили испытательный срок и его карьера в украинском клубе висит на волоске успешных результатов на OMEGA League.

Но не будем концентрироваться только этих случаях — проблема глобальна. Буквально на днях некий аноним подставил Zitraks в пабе, пожелав смерти туркам-дотерам. Лично я уверен, что игрок не имел цели кого-то подставить, он просто сгорел и высказался сразу, не думая. Эта же “болезнь” распространяется и на знаменитых игроков — все мы знаем о MinD_ControL, Ceb, Ramzes и многих других.

Проконсультировавшись с психологом, я выяснил, что это вполне типовая проблема любого соревновательного вида спорта. Дота — не исключение. Во время матча страсти накаляются и привычная цепочка из “мысль-ее анализ-речь” заменяется на “мысль-эмоции-речь”. На это, кстати, влияет и то, что Дота очень требовательна к скорости мышления, а игроки стараются не забивать себе голову мыслями не об игре. Человек может не до конца отдавать себе отчет в том, что он пишет, либо говорит в войс-чат. Я ни в коем случае не оправдываю такие случаи — ведь за каждым из этих игроков следят сотни тысяч фанатов. Идя на поводу своих эмоций, киберспортсмены тем самым подводят своих близких, своих поклонников и коммьюнити.

И не нужно все списывать на Доту, киберспорт или компьютерные игры. В традиционных видах спорта, за последние 10 лет работа медиа в клубах также изменилась. Об этом мне рассказал Роман Дворянкин, у которого есть свой опыт работы в хоккейном клубе.

С появлением соцсетей количество возможностей для прямого общения стало гораздо больше во всех видах спорта. Поэтому факт в том, что фильтровать сейчас стало невозможно. Сейчас вся работа сводится к тому, чтобы объяснять людям, что можно и что не нужно говорить.

Год назад Себастьян Ceb Стэн позволил себе ряд непростительных высказываний в адрес русскоязычного сообщества Доты. Тогда за СНГ вступился Solo, пообещав взять под личный контроль и решить вопрос токсичности среди про-игроков вместе с Valve на TI9. Прошел уже год, а из новостей только пост от Романа Дворянкина:

Встреча действительно состоялась, в ней участвовал вице-президент Валв Эрик Джонсон, Себ, Соло и я. Эрик прямо сказал, что они против предлагавшегося ОГ подхода с кодексом поведения и планируют неким образом интегрировать систему репортинга о подобных оскорблениях в интерфейс матчмейкинга. Кроме того, Валв были против каких-то дальнейших публичных комментариев на эту тему.

В конце 2019 года, перед своим уходом из ВП, мы с Соло снова отправили пару писем в Валв, чтобы уточнить, как обстоят дела с этим вопросом. Мы договорились обсудить эту тему в рамках личной встречи в их офисе в конце января 2020, когда в Сиэтле собрались представители ведущих мировых киберспортивных команд. На ней коллеги из Валв подтвердили, что продолжают работать над этим вопросом, но при этом очень удовлетворены тем, что сознательность сообщества сильно выросла благодаря негативным примерам из прошлого. А дальше начался коронавирус, и всех начали заботить совершенно иные вещи.

Valve не Riot. Здесь не будет четких правил и линий, за которые нельзя будет переступить. Сообщество должно само научится вести себя достойным образом. И поскольку внешней регуляции поведения у киберспортсменов нет, стоит уделить внимание более эффективной — внутренней.

Выходом из ситуации является психологическая закалка. Нужно учиться вырабатывать необходимый ментальный настрой для игры. Делать это можно самостоятельно, а можно со специалистом. Второй вариант предпочтительнее, хоть и стоит денег. Для организаций это не должно стать проблемой, им пора пересмотреть свой подход к игрокам: не только предоставлять им условия для тренировок, но и обучать, прокачивать их.

Другой способ решить проблему — это сменить окружение. Другое место, другие люди пойдут на пользу вашему психическому здоровью. Самый эффективный метод, чтобы не рейджить в пабе — дать времени взять свое. Повзрослев, люди проводят переоценку ценностей, становятся более взвешенными и по другому реагируют на одинаковые события.

Я много общался с ceb, отличный и образованный человек. Просто в какой-то момент его несёт и такое происходит со всеми нами. Я хорошо это вижу на примере Рамзеса, мы с ним много об этом разговаривали, и он говорил, что понимает, что это принесёт ему проблемы и поэтому старается сдерживаться в пабликах”. Поэтому только время это излечит. — Роман Дворянкин

Специально для этого материала я задал несколько вопросов СЕО Hellraisers Алексеем Слабухиным и бывшему CEO Virtus.pro Романом Дворянкиным. Как организации воспитывают игроков в клубе? Как предотвращать подобные инциденты?

Алексей Слабухин:

Когда подписываем контракт, я игрокам объясняю несколько важных пунктов, в том числе тот, что отвечает на неспортивное поведение. Какие в целом могут быть последствия для игрока и для организации. Также следим за тем, как играет игрок, бывает происходит какая-то ситуация, и мы сразу объясняем ,что этого не должно повторяться ибо будут серьезные проблемы для всех.

Роман Дворянкин:

Мой подход был очень простой, но достаточно либеральный. Пока игрок не накосячит, никаких превентивных мер мы не принимали. Если что-то происходило, мы с игроком общались, предупреждали и объясняли. И в момент, когда я убедился, что игрок действительно понял, что он сделал неправильно и какую ошибку он допустил, то на этом всё заканчивалось. И, как правило, эта мера работала. Не было прецедентов с повторными нарушениями. 

С формальной точки зрения, такие вещи запрещены и на наше усмотрение было оштрафовать игрока. Я всегда шёл по принципу: если это первый проступок, то штрафовать не стоит, потому что, как мне кажется, огромного эффекта от этого не было.

Токсичность среди игроков, взаимные обзывательства и походы в кино с мамками стали обыденностью Доты. Все игровое сообщество годами знает о проблеме, но совсем никак не стремится ее решить. Да и как ее решить, если даже лучшие представители коммьюнити, чемпионы The International первыми подают совсем обратный пример. Ситуация все больше напоминает кризис правительства президента Лукашенко в Беларуси — все в курсе, проблемы, но сделать с этим ничего не могут. Но если даже там, после 20-летней стагнации, люди нашли в себе силы на изменения, то и для Доты тоже есть надежда на светлое будущее.

Материалы по теме

Virtus.pro, Project X и forZe выступают на Nine to Five #5 — Репортаж

0

Турнир уже покинули другие команды нашего региона, а именно S-Gaming и Hard Legion. Однако, 3 команды сейчас выступают в швейцарской стадии, и еще одна имеет инвайт в плей-офф.

BLAST Premier: Fall 2020 Regular Season — Репортаж

0

Впервые с начала года европейские команды вновь сыграют вместе с коллективами из Северной и Южной Америке, но, к сожалению, в этот раз в онлайн-формате.

ESL One Germany 2020 — Репортаж

0

ESL One Germany 2020- это крупный онлайн-турнир с призовым фондом в размере $400,000, проходящий с 5 октября по 1 ноября, на котором сыграют лучшие команды из Европы и СНГ.

Project X представляют Украину в плей-офф CEE Champions — Репортаж турнира

0

С 10 по 30 октября проходит CEE Champions — один из самых крупных турниров для команд второго и третьего эшелонов в Европе. Ранее организаторы провели региональные квалификации в каждой стране. Украину представляют на чемпионате сразу два коллектива — NAVI Junior и бывший состав CR4ZY под новым тегом Project X.

Киберфутболисты ESportsBattle первыми в Украине получили рекордные результаты в рамках нового сезона Weekend League

0

С момента выхода новой FIFA 21 игроки одной из самых крупных в Украине киберспортивных платформ ESportsBattle получили самые высокие результаты в Weekend League.

Valve вернули Diretide в Dota 2

Компания Valve по случаю Хэллоуина вернула в игру Dota 2 событие Diretide («Восстание тьмы»). Об этом стало известно из официального анонса на сайте игры.

«Взойдите на трон» — виртуальная K-pop группа K/DA выпустила новый трек MORE

0

Виртуальная K-pop гёрл-группа K/DA, созданная Riot Games, представила новый трек под названием MORE, а также выпустила на Youtube клип на эту песню.

А говорят, идеальных не существует! Топ-5 игроков в киберспорте, которые сделали команды непобедимыми

Многопользовательские игры  – это творения, придуманные людьми для людей. Никакой искусственный интеллект пока не способен заменить, и уж тем более обыграть, сплочённый коллектив. А где взять эту пятёрку игроков? Можно найти молодого гения в матчмейкинге, но лучше всего, конечно, забрать игрока у другой команды, чтобы усилить свою, а заодно ослабить конкурента. Поэтому сегодня мы вспомним