Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Давид Даштоян — о том, как он попал на работу в ESforce, создал Forward Gaming и чем привлёк бывший состав VGJ.Storm.

Y2xlLTM1NTExOTMtaW50ZXJ2anUtcy1jZW8tZm9yd2FyZC1nYW1pbmctZGF2aWRvbS1kYXNodG9qYW5vbS5odG1sIiwiUHJvdG9jb2wiOiJodHRwczoiLCJIb3N0

— Вы любитель киберспорта, который решил посвятить себя финансам и менеджменту в этой среде, или менеджер, которому приглянулся киберспорт? 

— Наверное, меня можно отнести к обеим категориям. Как мне кажется, меня выгодно выделяет то, что я не только люблю киберспорт, но и то, что у меня за плечами есть достойный бэкграунд. Я закончил МГУ, до ESforce у меня был небольшой менеджерский опыт в банке и агентстве. Поэтому я думаю, что мне удалось совместить обе черты. 

Как правило, в индустрии есть либо энтузиасты киберспорта, у которых не самый богатый бэкграунд в отношении образования или опыта работы, либо наоборот – люди, у которых крутой рабочий бэкграунд, но им приходится погружаться в киберспорт с нуля. 

— А каково ваше киберспортивное прошлое: как участника или как зрителя? 

— Профессионально я никогда не играл. Если рассказывать совсем с начала, то мой брат был профессионалом в CS 1.6, а я постоянно за ним смотрел и пришел в киберспорт благодаря нему. 

Изначально я был банковским сотрудником. На самом деле, меня все устраивало, я работал в крутом отделе. Но у меня был друг Саша, который очень любил доту и познакомил меня с профессиональной сценой этой игры. И он постоянно ныл, как он хочет попасть в киберспорт, но никак не может этого сделать. В один момент я ему сказал: «Саша, хватит ныть! Давай прямо сейчас, пока лето, организуем свою любительскую студию». У меня было свободное помещение, мы заказали туда баннер с нашим логотипом, купили веб-камеру и проводили трансляции. Мы тогда организовали онлайн турнир, сначала на 10 тыс. рублей, потом на 12 тыс. и их же и комментировали.

— А как вы попали в ESforce? Просто пришли, постучались и сказали, что хотите у них работать? 

— Наверное, это самая крутая сказка и история, которую я постоянно рассказывал своим коллегам в ESforce. Я тогда в силу своей юности не до конца представлял, что и себя представляет Антон Черепенников. Конечно, я слышал, что он привлек инвестиции от Усманова, но полтора года назад я был наивнее, чем сейчас. Потому я думал, что мне нужно его «поймать» и просто попроситься на работу. Вот так просто! Я начал ходить на все турниры, которые проводили ESforce и ФКС, ходил на Кубки и Чемпионаты России. И на одном из этих турниров в Yota Арена я увидел, что Антон находился в VIP-комнате, дверь в которую была открыта. Я собрался с мыслями, уверенным шагом пошел в сторону этой комнаты и уже обдумывал, как начать беседу. Тут же ко мне подошли два охранника и мягко объяснили, что я не туда зашел. Тогда я понял, что все будет не так просто. 

Начался Epicenter по Dota 2, который состоялся в мае 2017-го года. Я пробрался туда по аккредитации для прессы благодаря каналу «Путь в киберспорт». Пресса тогда сидела на одном этаже, а ложи для партнеров и крутых ребят находились на другом уровне. Правдами и неправдами я пробрался на нужный этаж, зашел в Twitch-ложу, где сидят игроки, и начал выискивать Антона глазами. Сидел очень долго, начал отчаиваться, выискивать его в коридоре. Вдруг замечаю – вот он! Прогуливается по холлу с Solo, и тот ему объясняет, почему они проиграли на Epicenter. Я хожу за ними по пятам на расстоянии, чтобы охранники меня не заподозрили в нечистых делах. Когда Solo с ним закончил разговор, я подбегаю к Антону со словами: «Можно с вами буквально две минут переговорить». Он жестом показал охранникам, чтобы они меня пропустили.

Я решил, что это он меня так мягко послал. А на следующий же день мне ответил HR и пригласил на собеседование. Я решил, что это Антон что-то им сказал. Уже потом на работе я к нему подошел, поблагодарил и напомнил всю эту историю. Он посмотрел на меня с недоумением и заявил, что никому ничего не говорил. И сколько бы раз я его не спрашивал об этой ситуации, он всегда утверждал, что он никак не способствовал моему трудоустройству. Вот такая забавная сказка. 

1537875240166564868

— Что-то изменилось для вас, когда ESforce начал сотрудничать с Mail? 

— Да, были различные изменения. Но это нормально, когда меняется руководство. Просто оказаться в этот момент линейным сотрудником — тяжело. Как правило, все косты режутся в первую очередь не за счет топ-менеджмента. Конечно, в такие периоды тяжелее обычным сотрудникам.

 

— Давайте разберемся в хронологии событий. Сначала вы решили уйти из ESforce, а потом создать собственную организацию, или существовашие планы по созданию своей компании мешали работе в ESforce? 

— Идея о создании организации и размышления об этом возникали у меня еще даже до ESforce. Когда человек увлекается киберспортом, у него в какой-то момент возникает мысль, что можно попробовать сделать все самому. Но конкретные действия я начал предпринимать уже после того, как ушел из Mail.ru. Я не мог позволить себе посвящать часть своего рабочего времени другим делам. 

Без названия

— Что вас сподвигло заниматься именно собственной организацией? Вы, как и многие другие в киберспорте, посмотрели и увидели, что что-то можете сделать лучше остальных? 

— Конечно, когда ты работаешь изнутри, ты волей-неволей замечаешь, что что-то можно сделать иначе. Но могу сказать, что с опытом это чувство только уменьшается. Когда тебе 19 лет, ты думаешь, что все в мире сделано неправильно, а ты сейчас придешь и перевернешь все с ног на голову. А потом ты начинаешь понимать, что что-то сделано неидеально, потому что существуют ограничения. 

У меня вызывает недоумение то, с какой скоростью наши киберспортивные деятели в СНГ готовы ругать все на любой площадке. Есть, допустим Иван Петров, работающий в какой-то компании. В группе Facebook кто-то публикует большой пресс-релиз о крупном сотрудничестве. И Иван Петров в первую очередь подумает о том, как придраться. Он даже не размышляет о том, какое огромное количество ограничений и сложных моментов всплывает, когда начинаешь заниматься крупными проектами. Конечно, в идеальном мире все можно сделать гораздо лучше, но его не существует. Это главная проблема нашего менеджерского сообщества: всем кажется, что все так легко, они придут и сделают круче. На самом деле, о многих недостатках, которые появляются в работе ESforce и любой другой компании, сотрудники прекрасно осведомлены. И чем больше у тебя опыта, тем лучше ты понимаешь, что на все есть свои причины.

— Как говорится, сначала было имя. Почему именно Forward Gaming? Например, некоторым пользователям Reddit это название не понравилось. 

— Мы очень долго выбирали это имя. Идеальное название должно удовлетворять нескольким критериям. Во-первых, его должно быть приятно произносить и оно должно хорошо «кричаться» на стадионе. С этой точки зрения я считаю Virtus.pro очень удачным названием, потому что последний слог прям хочется выкрикнуть. И как мне показалось, Forward Gaming тоже органично в этом плане.

Второй момент более прагматичный, и он связан с маркетингом и партнерскими обязательствами. Название должно быть нейтрально и не вызывать каких-то негативных эмоций. Например, если назвать организацию Addiction Gaming, то это будет стоп-сигналом для Red Bull или Monster Energy, потому что всегда при упоминания данного партнерства будет проскальзывать “Red Bull / Addiction”. А Forward — нейтральное и даже позитивное слово. 

Третье ограничение — свободные ссылки и адреса. Домен Forward.gg оказался свободен, страницы в Facebook и Instagram с таким же URL тоже были не заняты. Оказалось, что только в твиттере хорошие URL уже зарезервированы и нам пришлось использовать немного другой адрес. Но насколько я знаю, это можно будет поменять после регистрации товарного знака. 

И четвертый момент, который хоть и не основной, но желаемый. Этот термин должен быть понятен и для англоговорящих, и для русскоговорящих зрителей. К тому же ясно, как сделать персонализированную форму этого слова и назвать игроков — «форварды». Вот у Na’Vi с этой точки зрения не самое удачное название. Потому что «навишники» — звучит так себе. 

— Давайте разберемся в формальностях. Вы СНГ-организация, которая подписала американский состав, или полностью американская организация с руководителем из СНГ?
 
— Forward — это однозначно американская организация. У нее будет практически полностью американский менеджмент. Единственный русскоговорящий менеджер в ней буду я. Остальные в подавляющем своем большинстве будут из Америки. Поиск будет вестись в основном там, а потом уже на международном уровне. Но мы планируем работать и на российский, и китайский рынок, по крайней мере, в соцсетях. 

— Почему тогда начали с доты? Это далеко не самая популярная дисциплина в Америке. 

— Тут было несколько причин. Во-первых, барьер входа в Dota 2 и CS:GO гораздо ниже, чем во франшизные модели. Чтобы войти в американскую лигу LoL или Overwatch, нужно заплатить высокий франшизный сбор. Но это было не основополагающим моментом. Самое главное — нам подвернулась возможность подписать один из самых успешных из доступных на сцене составов. 

Наша политика в отношении других команд будет строиться исходя из того, сможем ли мы заполучить такую команду, которая сразу войдет в число фаворитов. Когда мы поняли, что у этой команды есть все шансы попадать на все мейн-ивенты и занимать высокие места, мы решили за них бороться. Когда мы поймем, что есть состав с таким же потенциалом в CS:GO или даже франшизных лигах, мы сразу будем задумываться о том, чтобы открыть новое направление.

— Как вы считаете, чем ваша организация оказалась привлекательней, чем OpTic Gaming и другие претенденты на бывший состав VGJ.Storm? 
— По их собственных словам, им никто не уделял так много внимания. На протяжении двух недель мы связывались с ними практически каждый день. Эти две недели после TI я больше говорил на английском, чем на русском. Каждый день мы пытались предоставить им какую-то нужную информацию, получить фидбэк, обработать его и дать ответ. Они тоже в самом начале не знали всего, что им необходимо. Со временем они знакомились с нашими основателями, членами команды, источниками доходов. Это был планомерный процесс, когда мы поведали и о наших краткосрочных планах, и долгосрочной стратегии. И они сказали, что их очень приятно удивил такой настрой. Поэтому они решили довериться и начать работать с организацией без истории. 

Кроме того, я предоставил доказательства своего положительного опыта работы в киберспорте, рассказал о людях, которые могут дать рекомендации. И все это вместе сыграло нам на руку. 

— Одним из требований команды к новой организации была тренировочная база на Восточном побережье, чтобы иметь возможность тренироваться с европейцами. Но сейчас команда находится в доме BTS. Вы планируете строить свою собственную базу? 

— Наш тимхаус в Нью-Йорке практически готов. Мы довольно поздно получили финальный ответ от команды, поэтому немного не успели всё подготовить в срок. Если бы у нас были дополнительные неделя или две до старта квалификаций на мэйджор в Куала-Лумпур, команда уже играла бы из Нью-Йорка. Но мы решили, что лучше не рисковать, и договорились с нашими друзьями из BTS. Сейчас ребята отправились на короткий отдых, а вернутся уже на новую базу, которая станет их постоянным тимхаусом на протяжении всего сезона. 

Также в Нью-Йорке у нас будет полноценный офис, в котором будут сидеть все наши сотрудники.

— Во время TI появилась информация, что Valve хотят запретить ограничениям с составами в Dota 2 сотрудничать со ставочными конторами. Как вы относитесь к такому ограничению? 

— Я пока уточняю этот вопрос с юристами, но насколько я знаю, в США и так запрещено работать с букмекерами. Так что я никогда и не рассчитывал, что у нас будут серьезные партнеры из этой категории. 

1537875448949170796
— В Dota-составе есть команда, менеджер и тренер. Из менеджерского состава мы знаем о вас. Кто еще есть в Forward Gaming? 

— У нас есть группа основателей. А большинство других вакансий сейчас открыты. На некоторые из них мы уже рассматриваем кандидатов. Так как организация только открылась, скоро в соцсетях мы разместим информацию о вакансиях. Так что американцы, которые живут в Нью-Йорке или готовы переехать, смогут подать свое резюме. 

У нас есть совсем линейные позиции вроде SMM или дизайнера, но пока мы отдали это на аутсорс. А всех остальных мы будем набирать, но пока только из американцев. По законодательству США, получение рабочих виз — очень сложный процесс. Тебе дают возможность ее оформить только если ты создаешь определенное количество рабочих мест для американцев. И эта пропорция зависит от безработицы в районе. Так что у нас чисто физически будет ограничена возможность нанимать граждан из других стран. 

Моя главная задача на старте — собрать сильную команду, которая сможет тянуть основные направления. Это маркетинговый отдел, медиа и спортивное направление, которое будет заниматься другими дисциплинами, и PR. А уже затем как CEO я буду отвечать за выступление по всем фронтам.

— Ставите ли вы перед командой конкретные планы на сезон? 

— У нас есть мотивационная система по оплате труда, которая подвязана к победам на турнирах. Но при этом у нас нет никаких требований по количеству выигранных призовых и турниров. В целом я считаю, что нет особенной необходимости дополнительно мотивировать игроков, так как в киберспорте сложилась такая практика, что большая часть призовых денег достается игрокам. Это уже огромная мотивация для них.

— Давайте немного обратимся к будущим планам организации. Назовите три дисциплины, на которые вы будете смотреть в первую очередь? 

— Как ни странно, в Америке активно развивается Call of Duty, и мы за этим следим. Естественно, мы смотрим в сторону Fortnite, ведь он активно растет, а разработчики пообещали вложить серьезные средства в призовые фонды. Есть очень большое желание войти во франшизную лигу. Но это даже не финансовый вопрос, а проблема согласования с издателем. Я уже провел первые и совсем предварительные беседы с представителями Riot Games и понял, что даже если ты готов сходу отдать $12 млн, далеко не факт, что тебе дадут место в американской или европейской лиге. Тебе придется ждать или выкупить слот у организации, которая захочет выйти из лиги, а это происходит не часто. 

Решение о выходе в новую дисциплину — это всегда сложный процесс. Исключение составляют игры Valve: здесь нет сложного процесса регулирования, нужна просто хорошая команда. Например, если мы увидим сильный состав по CS:GO, то мы будем готовы сразу его подписать на рыночных условиях. 

— А как вы относитесь к идее подписывать игроков по еще не существующим дисциплинам? Я конкретно говорю сейчас об Artifact

— Если честно, я так и не понял, как это работает. Я пытался узнать, был ли какой-то бета или альфа доступ у игроков, когда их только начали подписывать. Сейчас-то понятно, что игра есть у многих. Но когда только начали заключать контракты, они продолжали играть в Hearthstone. И мне было немного непонятна эта система. 

Но сейчас в сторону Artifact мы тоже будем смотреть. В любом случае, мы будем налаживать отношения с Valve и прощупывать почву. Я, как счастливый посетитель TI, получу свою копию игры, поиграю, посмотрю на ее развитие — и уже потом мы примем решение.

— Когда подписали последние документы и жизнь организации официально началась, не было страха, что ничего не получится? 

— Вряд ли у кого-то полностью отсутствует страх неудачи. Но чем более крупные проекты ты начинаешь вести, тем больше возможностей, что что-то может пойти наперекосяк. И если ты будешь обо всем волноваться, то ты не будешь слезать с антидепрессантов.

Я сделал все, что нужно было на этот момент: оформил нужные документы и сделал анонс. Я считаю, что еще рано почивать на каких-то лаврах и поэтому неохотно принимал поздравления. Вот когда я выполню свой первый KPI, допустим, наберу команду, вот тогда задую первую свечку и отпраздную.

Полная версия

Материалы по теме

Forward Gaming возвращаются в киберспорт? Загадочный анонс от твиттера организации

0

Помните ту североамериканскую команду, за которую выступал Resolution до перехода в J.Storm, а потом в Virtus.pro? Похоже, что организация тизерит свой камбек в киберспорт.

Бывшие игроки Forward Gaming представят Newbee на TI9

0

Newbee подписала игроков, тренера и менеджера Forward Gaming. Сообщается, что состав представит организацию на The International 2019. Пока неизвестно планируется ли дальнейшее сотрудничество. Китайский состав организации Newbee не прошел на главный турнир года по Dota 2, заняв шестое место в отборочных.

Forward Gaming закрыта, организация осталась должна игрокам

В сентябре 2018 года Давид Даштоян ушел из холдинга ESForce, нашел серьезные инвестиции и открыл киберспортивную организацию Forward Gaming с штаб квартирой в Нью-Йорке. Так выглядел первоначальный состав команды. В него входил украинец Роман Фоминок. В момент создания команда подписала перспективный состав VGJ.Storm в который на тот момент входил звездный украинский игрок Роман Resolution Фоминок. Перспективы команды

EPICENTER Major Moscow 2019 и группа смерти

0

Последним, но не менее важным, Major Dota Pro Circuit 2018/19 будет EPICENTER Major, четвертый крупнейший LAN-турнир в России. С 22 по 30 июня 16 лучших команд мира получат последний шанс заработать ценные очки DPC, чтобы подтвердить свою квалификацию на International 2019. Последние дни плей-офф снова пройдут на бывшей арене ЦСКА. известной как Ледовый дворец ВТБ.