«У меня задатков комментатора вообще никогда не было». Большое интервью с уХо

Добавлено: 10.09.2018 - 16:55 Автор: KvintUA

Один из самых узнаваемых голосов отечественного CS:GO, Алексей уХо Малецкий дал обширное интервью нашему порталу, в котором оценил выступление команд из СНГ на FACEIT Major — London 2018. Также уХо рассказал об окончании контракта со студией RuHub, и что сейчас он находится в «режиме ожидания». Еще мы обсудили с комментатором его деятельность в PUBG и перспективы освещения киберспорта на украинском языке. Алексей заявил, что по его мнению, сам он никогда не обладал задатками к комментированию игр.MjE1MjZISE9jS005WXJP

Интервью состоялось в пятницу, 7 сентября.

— Добрый день! Буквально в четверг из истории в instagram стало известно, что вы ушли из RuHub’a. Это правда?

— Я не ушёл из RuHub’a, у меня закончился контракт. Я нахожусь в стадии переговоров с Ruhub’ом и остальными студиями.

— Сейчас у вас чисто на бумаге много вариантов. Вы тесно сотрудничаете со StarLadder. Также вот буквально появился Maincast. Не рассматриваете эти варианты?

— Да, рассматриваю. Не только StarLadder и Maincast, есть еще другие люди, другие проекты, которые заинтересованы во мне и уже связывались со мной. Сейчас я рассматриваю варианты, скажем так, нахожусь в режиме ожидания.

— Как вам наши команды на мейджоре? Кто удивляет, а кто огорчает?

— Наши команды молодцы, особенно Vega и Spirit. Я продолжаю упорно ставить против них в твиттере, думая, что они могут дать слабину, но на самом деле видно, что подготовка есть и довольна серьезная. С точки зрения конкуренции видно, что наши команды смотрятся очень хорошо. И Vega, и Spirit, и, пожалуй, даже Hellraisers, хотя могло быть и лучше. 

1_cit1

Что касается Gambit, то тут все плохо. Команда выглядит так, как будто в ней не играют люди с десятилетним опытом игры в Counter-Strike. Они совершают такие базовые и простые ошибки, что становится непонятно, как эти люди могли выиграть мажор, к сожалению. Но я все еще верю в Gambit, что они пройдут в основной групповой этап. Я очень хочу, чтобы эта команда в принципе вернулась в пул тир-1 коллективов, потому что здесь сочетание скила, опыта, понимания игры очень высокое. Команда Gambit должна показывать очень хорошие результаты. Это, на ряду с Na’Vi, один из самых опытных и сильных составов в нашем регионе. Почему они так отвратительно играют? Я бы мог сказать, только если бы поработал с командой неделю, сыграл бы несколько праков, тогда бы я понял, в чем их проблема.

Учитывая, какую игру показывают Spirit и Vega Squadron, я рассчитываю на то, что они пройдут в основную стадию.

— Нет ли ощущения, что Gambit банально нужно убрать одного игрока на капитана? Например, mou поменять на jR? После мейджора.

— У Gambit явно проблема не в одном игроке, там проблема у каждого в голове. Именно с точки зрения психологии, отношения к игре, мотивации. Как убрать mou, если он очень крутой снайпер и это снайпер тир-1 уровня? То же самое касается и Dosia, и Hobbit’a, и Adren’a. Там реально очень сильная команда. Зачем убирать и кого брать? Брать типа, скил которого в среднем ниже, чем у любого игрока Gambit? Очевидно, что там проблема не в этом. Похожая ситуация с Virtus.pro. Тоже огромная туча опыта, много лет за спиной соревновательного Counter-Strike’a, но типы просто не могут себя мотивировать работать над игрой, ошибками.

А как раз-таки Gambit, если посмотреть на микро, то у них случаются ошибки, которые игроки такого уровня не имеют права  допускать. Проблема, очевидно, в мелких ошибках. В макро, опять же, все не так плохо, стреляют они все хорошо, индивидуальный уровень высокий. Замена одного игрока не приведёт команду к результату. Либо полный роспуск и набирать новый состав из молодых, которым даёшь время, чтобы построится, либо этим нужно просто пофиксить ментальные ошибки. Реально, там проблема в голове. Если B1ad3, реально умнейший тренер и капитан, не сможет наладить там ничего, то…

Но я не могу давать какие-то советы и рассуждать на тему того, что делать и как быть, потому что я не в команде и даже рядом не нахожусь с ними. 

— Уже который год Vega показывает результат на мейджоре, но весь сезон не может выехать на турнир. Все дело в мотивации и стикерах?

— Что касается Vega, то она радует. Именно на мажоре они играют почему-то хорошо. Действительно, это LAN, и возможно отсутствие таких больших LAN-турниров для Vega и есть тем самым отсутствием результатов. LAN’ов нет – результатов нет. Квалификации проходить в интернете сейчас тяжело, потому что есть куча молодых, амбициозных команд, которые выигрывают эти квалификации. Например, AVANGAR – тоже очень хорошая команда, которая выиграла уже не одни отборочные, но на LAN’e они не показывают хорошего, достойного результата. Может быть вопрос в мотивации. Но мы же видим, что Vega убрала двух довольно неплохих игроков, заменила другими и чувствует себя неплохо.

— North на турнире не радуют. Слишком много показали на DreamHack?

— Ситуация с North наверное типичная. У команды, которая выстреливает на одном турнире, показывают сильную игру, на следующем идёт некий регресс. В целом, я удивлён, что North выстрелили, потому что в моем понимании, это такая посредственная команда с хорошей базой, с хорошим тренером и с хорошим набором игроков, но при этом результатов особо выделить нельзя. Я очень удивился, что они победили на DreamHack. Но сейчас я почему-то даже не удивлён, что у них сейчас наступил некий спад.

Вроде как тренер работает с командой уже очень давно и должен быть результат на этой дистанции. Вот они выиграли DreamHack, и это есть результат тренера, его работы, сыгранности состава. Но опять же, мы знаем, что они взяли Niko, игрока команды Heroic. Непонятно, что с North. Нужна определённая дистанция, чтобы делать выводы.

— О следующем этапе. Стоит ли ждать повторения чуда от Winstrike?

— У Winstrike хороший тренер, интересная, в целом, команда. Конечно, у них есть уже опыт выступления на больших турнирах и в принципе, учитывая, что у них не было активностей в последнее время, мы о них ничего не знаем. Это как о команде Vega Squadron. Но если Vega – это опытный боец, то Winstrike в этом плане не может похвастаться большими достижениями.

Тут вопрос в том, как была проведена подготовка. Тренер у Winstrike хороший, который знает, что нужно для успеха, для того, чтобы выстроить качественную игру. Скажем так, если они опять смогут удивить в групповом этапе, то это будет логично. Даже не удивительно, поскольку одно удивление от них уже было. Тут скорее нужно подтвердить статус  этого новичка, который может навалять фаворитам. Сейчас они, прежде всего, тёмная лошадка и это может быть сыграет им на руку.

1_cit5

— И NaVi, которая в том же Стокгольме выглядели, не так уверено, как раньше. Какой прогноз для Zeus и Ко?

— Касательно Na’Vi. Ходили слухи, что у flamie какие-то проблемы и что он даже может не приехать на DreamHack. В Стокгольме команда отыграла не самым своим лучшим образом, проиграли тем же North, которые развалили всех просто-напросто. Тут вопрос больше к самим Na’Vi, к подготовке, как у них был проведён буткемп и был ли он вообще. Опять же, Na’Vi – это стабильный коллектив, который играет на всех мейджор-турнирах, опыта ребятам не занимать и я думаю, что топ-4 — это задача вполне выполнимая, и я, как фанбой Na’Vi, буду за них топить, поддерживать, переживать за них и верить в успех.

Если посмотреть сейчас на Astralis, то можно увидеть, что находится всегда в пиковой форме на длинной дистанции тяжело, и где-то чуть-чуть команда дает сбой. Это шанс для потенциальных претендентов на победу на мейджоре, таких как команда Na’Vi.

— Возвращаясь к теме продолжения карьеры. Не рассматривали ли вы полный переход в PUBG?

— Практической надобности в полном переходе в PUBG нет, потому что, во-первых, не так много ивентов, как хотелось бы. Не так много освещения в СНГ именно этих ивентов. На самом деле, по большому счету, большие турниры делает только StarLadder, и они проходят, условно, раз в три месяца. Я не хочу уходить из CS:GO, потому что мне нравится игра, я её люблю и если меня спросить, что я выберу между PUBG или CS, то я, конечно же, выберу Counter-Strike. PUBG — это хорошая альтернатива, глоток свежего воздуха, потому что когда много работы на ивентах по CS’у, то тебе хочется просто переключиться.

В этом плане PUBG, как новая киберспортивная дисциплина, дала свежий глоток воздуха. Я не вижу смысла в полном переходе в эту игру, это для меня как хорошая альтернатива, расширение профиля. Я в своё время пробовал комментировать Quake.  К сожалению, он не выстрелил, как дисциплина, но это не говорит о том, что он загнется.

maxresdefault

— В чем принципиальная разница между освещением PUBG и CS:GO?

— Это, конечно же, просмотры. PUBG не так популярен, и даже если смотреть на него с точки зрения киберспорта, он скучнее, чем CS:GO. Но у него своя динамика, своя интенсивность. Это в принципе две разные игры. С точки зрения стратегии, PUBG, наверное, сложнее будет. CS — шутер более ситуативный, в котором решают доли секунды и моменты.

PUBG еще молод и будет развиваться. Дисциплина уже развивается, прогресс видно в игре, изменения в ней. И то, что разработчик декларирует дальнейшее развитие в направлении киберспорта, что им это интересно — это дает надежду на то, что дисциплина будет двигаться только вперед.

— И там, и там в основе шутер. Но лежат ли эти две дисциплины в одной плоскости киберспорта?

— Это разные дисциплины, разные игры. Да, это шутеры, но Fortnite — это тоже шутер, но его я не могу считать полноценным киберспортом, хотя мы и знаем, что разработчики залили туда 100 миллионов долларов, и разыгрывают сумасшедшие деньги. Хорошо, что есть такие альтернативы, которые инвестируют средства.

1_cit2

Ведь по факту, это — инвестиция в коммьюнити. Эти 100 миллионов, которые Fortnite анонсировал — это возможность молодым игрокам реализовать себя в киберспорте. Это хорошо, классно, нужно, чтобы таких вещей было больше, и киберспорта было больше. Даже если она мне не нравится, но она популярна, то почему нет? Я не против. Если бы на территории СНГ был реальный запрос по Fortnite, то и я бы, думаю, интегрировался в эту дисциплину, изучил бы её, поиграл, и тоже, наверное, комментировал.

— В твиттере вы вчера критиковали прием базы В у некоторых команд. Учитывая ваш опыт, не думали податься в тренеры? Быть может вам предлагали?

— Та именно вещь, о которой я говорил в твиттере, должна быть очевидна командам. В целом, я больше это написал для молодых игроков, для тех, кто любит играть в Counter-Strike, что это ошибочный мув, не делайте так. Это касается не только карты de_train, а любого В-плента на любой карте.

Податься в тренеры… дело в том, что одно дело комментировать, анализировать и говорить об этом в твиттере, а другое — быть тренером. Это очень большой объём работы, этому нужно посвятить все своё свободное время. Для того, чтобы идти в тренеры, должно быть хорошее, интересное предложение. Я понимаю, что нужно пройти определённую дистанцию, чтобы набраться опыта и быть неплохим тренером. Нужно начинать с самых низов, самому собрать команду, привести её к какому-то результату и потом уже пробовать искать команды получше. Но здесь нужна моя полная интеграция во все процессы, с точки зрения тренировок.

Нужно много времени и хорошее предложение. Мне предлагали, но предлагали какие-то непонятные пацыки, ничего конкретного не было.

— За последний год вы и комментировали, и анализировали, и даже побывали ведущим аналитики. Это разные профессии, или грани одной медали?

— Нельзя сказать, что работать комментатором, аналитиком, или ведущим — это разные профессии. В принципе, это все находится в поле киберспорта, и по большому счету у тебя меняется только роль.

Но скажем так, ведущий студии аналитики, или хост студии — это немножко более сложная работа, более сложный процесс, чем например, просто сидеть в аналитике. Тогда как комментатором я тоже не могу сказать, что легко быть. Комментатор, как по мне — самая сложная из этих трёх позиций.

Что понравилось больше всего?

— Мне всё из этого нравится. И сидеть в аналитике, и я люблю комментировать, и мне нравится быть ведущим аналитики.

1_cit4

— Марк Авербух некоторое время назад написал у себя в телеграмме, что начинающим комментаторам  в СНГ нужно дважды подумать, прежде чем идти в эту деятельность. Он мотивировал это слишком большой конкуренцией, но при этом слабой ЗП. Согласны ли вы с ним?

Если так рассуждать, то лучше вообще ничем не заниматься, чем дважды думать. Тут вопрос в том, какие есть варианты. Понятно, что, прежде всего, нужно быть ориентированным на какую-то крупную студию. Нужно понимать, что потенциальная работа в студии — это работа на месте. И если ты находишься где-то в Красноярске, или Набережных Челнах, то шансов работать в студии меньше, чем, если ты живешь в Москве или Киеве.

Большая конкуренция? Талантливые ребята, которые хотят развиваться и работать над собой — они всегда нужны. Люди, которые хотят стать комментаторами, если они чётко видят перед собой цель и хотят её добиваться, то должны добиваться, а не думать о том, кто и что говорит, и какую зарплату в конечном итоге будешь получать. 

Большая конкуренция и маленькая зарплата? Да, зарплата меньше, чем у англоязычных коллег, но опять же, я считаю, что это со временем исправиться, киберспорт всё равно развивается, рынок растёт, и вопрос оплаты тоже будет исправляться в сторону увеличения. По крайней мере, мне так кажется. Если даже сравнить работу комментатора сейчас и работу 2-3 года назад, то уже видно определённый рост. Можно быть не только комментатором, можно производить какой-то контент, самому ездить на турниры, пробовать их освещать, договариваться. Это вопрос желания и собственной наглости.

Вот как я пришёл в PUBG? Я начал играть, и мне стало интересно. Затем я увидел, что условная студия StarLadder анонсировала турнир. Я им говорю, что могу в PUBG, давайте попробуем? Они говорят, что давайте. Вот я и работаю. Потом один турик, второй и вот уже другая студия зовёт работать в PUBG. Вот и всё. Волков бояться — в лес не ходить.

Из твиттера Алексея.

Из твиттера Алексея.

— Кстати, недавно заметил, что ваш Steam локализирован на украинском. А не думали ли попробовать как-то комментировать на украинском? Ясно, что это не выгодно, но быть может ради удовольствия?

— На украинском языке можно комментировать, но в этом нет потребности. Если бы ко мне кто-то обратился, то я бы рассмотрел предложение, как минимум. Это интересно мне в принципе. Я бы хотел попробовать,  это новый опыт, это круто, но, к сожалению, у нас эта тема пока не сильно развита.

— Кстати пока мы с вами общаемся, NiP победили Astralis и вышли в следующий этап. NiP здорово поднабрали в последнее время. Они вернулись в тир-1 CS?

— Да, NiP набрали, и видно, что они улучшили свою игру. Не знаю, связано ли это с заменой капитана, либо они просто прошли определённую дистанцию и сформировались как команда. Ну и плюс они убрали Draken’a, видно было, что он им как-то мешал. После того, как они его убрали, команда играла только лучше и лучше.  Хотя были момента, когда было стыдно за то, что они показывают.

— У Датчан же сейчас если посмотреть, то видно несколько поражений подряд. В Стокгольме, Rogue дали им жару уже в Лондоне, и вот еще один проигрыш. Конец эры Astralis?

— Я бы не говорил о конце эры Astralis. На самом деле, у датчан такой момент, что нельзя быть всегда топ-1 мира и при этом быть на пике формы. Это просто невозможно. Опять же, сейчас много  конкурентов. Когда ты топ-1, и выиграл все последние турниры, то каждая команда готовится специально под тебя, выпрыгивает из трусов, лишь бы обыграть Astralis.

1_cit3

— Вопросы заканчиваются, давайте завершать интервью следующим вопросом. Какие пять советов вы можете дать начинающим комментаторам?

— Прежде всего, нужно думать о любви к игре. Если ты пытаешься ворваться на слот комментатора, то ты должен любить игру и играть в неё. Ты не должен быть отморозком, который играет во что угодно, но не играет в Counter-Strike. Ты должен играть в игру и разбираться в ней. Ты должен интересоваться игрой, начинать день с того, что заходишь на HLTV.org чекать новости, читать reddit, должен быть подписан на всех топовых игроков в твиттере. Нужно интересоваться полностью всем и при этом провести много времени в игре. Это касается не только Counter-Strike, а и любой другой игры.

Потому что эмоции — то за что любят многих комментаторов, проявляются тогда, когда ты видишь действительно жёсткий, интересный момент. Это то, что нужно комментатору. А если ты днище, играешь в какую-то фигню, вместо того, чтобы играть в Counter-Strike, то ты никогда ничего не добьёшься. Только если ты не CrystalMay. Потому что он сам по себе хорош, как комментатор, он может и умеет хайпить. Хотя если взять игру, то в ней он не очень хорошо разбирается, может даже перепутать оружие какое-то. Но он сам по себе разносторонне развитый персонаж, у него развита речь, хороший запас слов. Но такой как он – это исключение, равняться на него не стоит.

43013623732_e18b3e56fd_k

Не стоит думать о деньгах и каком-то заработке. Потому что перед тем, как стать даже средним комментатором, надо отпахать огромное количество часов, ты должен пережить много эфиров, много часов тяжелой работы. Когда у тебя пересыхает в горле, когда плохой микрофон, когда хейтит чат — всё это надо пережить. Надо откомментировать определённое количество часов. И если тебе дают работу, её надо брать вне зависимости от времени суток и когда идёт турнир. Ты должен пахать, и очень много работать.

По большому счету даже не важно, какой у тебя голос. Понятно, что не нужно хайпить там, где оно не хайпится. Не нужно быть условным Слипчиком, который орёт в ситуациях, когда это не к месту, либо это чересчур. Это просто фейспалм.

Слушать комментаторов других студий. Никогда не пытаться никого копировать. Всегда должно быть своё мнение, свой стиль, своё понимание. Не опираться на то, что ты знаешь в игре больше всех — просто давать альтернативу. Если ты говоришь: «Зачем?» — это говорит о том, что ты профессиональный игрок и всё в этой игре знаешь. А это не так. Соответственно,  предлагать альтернативу, какое-то логическое объяснение тому, что ты говоришь, почему ты так говоришь.  Нужно дать развернутый ответ и объяснить, почему это произошло.

Конечно, неплохо было бы работать над ударениями, дикцией, читать скороговорки, пытаться четко выговаривать буквы, чтобы твой голос не был совсем неприятным.

На самом деле, я считаю, что у меня задатков комментатора вообще никогда не было. Но я в игре беру за счёт других вещей. С опытом я узнал свои минусы, плюсы. Просто надо любить работу, игру, в поле которой ты работаешь, и этого хватит. Есть старая добрая поговорка. Заработай себе имя, потом имя будет работать на тебя.

KvintUA

KvintUA

Новое имя в мире киберспорта. За неполный год своей работы успел посетить в качестве журналиста ряд турниров, среди которых SL i-League StarSeries S3, PGL Major Krakow 2017, The Bucharest Major и ESL One Cologne 2018. На достигнутом останавливаться не желает, поэтому пишет много, спит мало, любит кушать. Не женат.
KvintUA
Если вы хотите развивать киберспорт в стране, помогая написанию новостей, статей, интервью или другими способами, пишите нам по адресу incybersport@gmail.com
Теги: , ,