Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Дмитрий LightOfHeaveN Куприянов — о своей победе на The International 2011 в составе Natus Vincere.

Также в интервью:

  • Почему Дмитрий не празднует победу на TI1
  • Как Лост в NAVI попал
  • Кто первым в Natus Vincere узнал о TI1
  • Половина матчей плей-офф — в bo1. ЧТО?!
  • Вспоминаем ключевых соперников и интересные матчи
  • На что Куприянов потратил призовые?
  • Раньше уровень игроков был слабее?

Даже не знаю, стоит ли поздравлять с тем, что уже 9 лет с момента проведения TI1.

Да нет, не особо. Зачем?

Это не какое-то знаменательное событие?

Просто еще один турнир и все. Просто за него давали чуть больше, чем за другие.

Я понимаю твою позицию. Но ты же не можешь отрицать то, что это турнир, который всегда будут помнить?

Это само собой. Просто если брать что-то, что можно праздновать, то я бы с удовольствием праздновал гранд-финал второго Инта. Потому, что добраться до гранд-финала второго Инта была в несколько раз сложнее, чем выиграть первый Инт. Так что через годик будем праздновать.

Все-таки интервью посвящено годовщине первого TI1. Если я не ошибаюсь, ты пришел одним из самых последних в состав NAVI.

Да. Изначально ходили слухи, что там рассматривали совершенно других людей, но они отказались. И потом начали рассматривать меня и Puppey. Мы были уже второй волной.

Анонс The International уже состоялся к тому времени?

Нет. Когда нас приглашали в Natus Vincere, параллельно была другая организация – Moscow Five. Ее владельцем был Дима Смелый. Миллионер, он создавал отличные условия для игроков. На фоне M5 Natus Vincere была в разы слабее, плюс это была организация из Украины. Многие и не очень-то хотели ехать в Украину, когда все было в Москве. Московских игроков было довольно много.

Когда мне поступило предложение, у меня был вариант остаться в Moscow Five, где была хорошая зарплата, но у меня даже контракта не было. И с главой я даже не общался на эту тему. А при попадании в Natus Vincere ZeroGravity лично ко мне обратился, мы с ним пообщались, и я решил, что с зарплатой в 200 долларов я буду с удовольствием играть в том коллективе, потому что там были ребятки сильные, мотивированные и с ними было просто весело.

Как ты и команда встретили новость о том, что будет такой турнир, как The International?

Все порофлили, все поугарали. Ванек (ArtStyle – прим.ред) шутил больше часа, мы больше часа смеялись. Поугарали над Dendi — он нам дал эту информацию, потому, что он общался с Icefrog на тот момент больше нас. И мы просто посмеялись, сказали: «Даня, у нас там тоже пару турниров будет. Там побольше дают. Может, там поиграем?» В общем, Ванек там реально рофлил, а мы угарали. Мы, естественно, в это не верили от слова совсем. Никто не верил. Вообще никто.

Победе NAVI на The International 2011 ровно 10 лет. Тест на знание самого первого чемпионата мира по Dota 2

Когда ты понял, что это действительно произойдет?

Никто не верил в то, что будут выплаты на сто процентов. Все относились скептически. До подобного турнира было очень много мероприятий, где тоже обещали огромные призовые, выплаты и все остальное. Естественно, где-то половина турниров не выполнили своих обязательств. Поэтому Valve, естественно, сделали на это упор тоже. Как только они сделали первые переводы, многие команды это подтвердили. По-моему, ни один человек не верил в то, что будет выплата после победы.

Расскажи, как вы готовились к турниру.

У нас изначально был буткемп, но играли на нем мы в первую Доту. Потом нам пришла бета Dota 2, мы ее запустили, поржали, и сказали, что в это говно мы играть не будем. Половина просто ушли спать, половина пошли играть в другие игры. Я пошел играть в Лигу Легенд. В общем, игра была полным отстоем.

У нас еще были турниры по первой Доте, она нам нравилась больше, потому что она была как-то продуманнее. На тот момент DotA была как сейчас Герои 3. Если сравнивать Dota 2 того времени, то это Герои 4, может быть, 6, 7, 8 – такого уровня. Просто не хотелось играть в отстойную игру.

Потом вы поехали в Кельн. Это была выставка GamesCom.

Сначала мы поехали на турнир по первой Доте, мы его выиграли. Там было без шансов для многих команд. И после этого мы все-таки решили: “Ну, давайте поиграем в Dota 2”.  Она там, вроде как, с каждым днем улучшалась, каждый день выходили обновления. Спустя где-то две недели мы даже начали в нее поигрывать. За все время я сыграл не больше десяти игр.

Это правда, что при подготовке вы делали упор на героев, у которых не было анимаций?

Нет. Я играл просто на саппортах, а их там было очень мало. Там физически нельзя было делать упор на кого-то, потому, что героев было очень мало (смеется).

Один из главных хайлайтов TI1 – наверное, тот разворот от Dendi на Enigma. Это правда, что Dendi не тренировал Enigma вообще?

Он не тренировал Enigma. Он не играл на ней ни одной игры вообще. Я скажу больше: когда EHOME нас развалили в первом матче без шансов, во второй игре мы с Ваньком пришли к выводу, что нужно что-то менять. И я предложил ему вариант, при котором мы почти всегда побеждали.

Если кто-то помнит первую Доту, то почти во всех турнирах я регулярно ходил на Beastmaster в мид. Я был плеймейкером, который создает «движуху» на карте, а в этот момент коры с легкой и сложной линии выкачиваются, и в один момент мы разваливаем. Учитывая то, что у Dendi на Beastmaster было мало опыта, инициативу взял на себя я, чтобы я стал мид.

А Dendi мы спросили: «Ты играл на Enigma?», он сказал: «Нет», но мы решили, что он по ходу игры сообразит. Ванек освободил легкую для XBOCT, потому, что он всегда умел бить крипов. Ванек пошел играть на саппорте. В конечном итоге, у нас сменилось четыре позиции во второй решающей игре после крупного развала от EHOME. И мы полностью сменили тактику. Было ясно, что нельзя давить.

Я понял, что мы их вообще никак не продавим, следовательно, оптимальнее всего – заставить их идти на наш хайграунд. Beastmaster был во всей этой истории ключевым героем, потому, что он имел fly vision. В принципе, как и сейчас в Доте он очень силен. И за счет флай вижена мы просто чекали все подходы, все ганги, спокойно уходили от любых неприятных драк, и просто шли в лейт с Tidehunter, Spectre и Enigma – два мощнейших кулдауна и один из сильнейших коров на тот момент.

Большинство матчей на TI1 проходили в формате best-of-1. Сейчас об этом даже подумать сложно.

Да. Так было, потому, что турнир проходил в два или три дня. И за это время успеть провести все матчи, когда там была только одна линейка, было практически невозможно.

Игроки никак не возмущались по этому поводу?

Те, кому не нравилось, всегда могли уехать домой, вот и все. Когда игроки чем-то возмущаются, им нужно всегда ставить себя на место организатора. Организатор сделал огромнейший призовой, устроил праздник Доты, всех привез, всем оплатил отель и так далее. И нужно быть самой последней сволочью, чтобы возмущаться здесь чем-то. Физически провести этот турнир по-другому было просто невозможно. Это была выставка, и там даже не было свободного места, где можно было бы еще поставить пару стендов и устроить пару линеек.

Еще одной особенностью первого TI было то, что противники сидели друг напротив друга…

Это было лучшее время. Это было время клубов. Это были, наверное, самые эмоциональные, самые крутые игры. Очень много эмоций ты получаешь и от своих ребят, и от противника, когда вы сидите напротив.

Особенно запомнился в этом плане WDC, где мы сидели друга и стараетесь эмоционально воздействовать на оппонента. После того, как zhou станцевал перед Ваньком на столе и показал ему много неприличных моментов, Ванек, естественно, тоже ему отвечал. После этого матча организаторы решили напрочь заклеить зеркала, потому, что там было много чего неприличного.

Ты как-то взаимодействовал с противником?

Нет, я был самым спокойным. Я почти не кричал «Тагил», в отличие от всей команды. Пару раз, может быть, поддержал пацанов, но я экономил силы. Я считал, что этим всем заниматься бессмысленно, потому, что сильный оппонент, естественно, не будет реагировать на любого рода эмоции со стороны противника.

Перед турниром у вас были какие-то ожидания от противников? Тогда опасались только EHOME?

Invictus Gaming были супер опасными ребятами. Просто вдумайтесь в эти имена: Ferrari_430, zhu, xiao8, SanSheng, DC. Они тогда уже были топ-1 Китая. Если кто не помнит, до того, как я вступил в ряды Natus Vincere, я играл на китайском LAN’е с Dread, NS, beast и Santa. Так вот там Ferrari_430 просто переехал всех, в том числе и меня и всех китайских топов. Он был топовейшим китайским мидером уже на тот момент.

То же самое касалось и Директора (xiao8 – прим.ред), который показывал дикие результаты в LGD. Это была одна из самых опасных команд для нас. Я бы сказал, что у нас с ними был один из самых напряженных матчей вообще. Игра шла 48 минут. С ними была реально борьба. До последних файтов было неясно, кто кого.

Единственное bo3 на турнире у вас было против Scythe, с тем самым hyhy.

Iceiceice, я бы сказал. Hyhy – хороший мальчик, по True Sight было видно. Но главной звездой и сильнейшим игроком в этой команде всегда был iceiceice. Это был малазийский стак, который всегда был крепким середнячком. Они солидно потрепали нам нервы.

В первой игре же был развал полнейший.

Да, в первой игре был развал. Потому, что парни набрали минус арморов (Vengeful Spirit, Slardar, Weaver и Tidehunter). Соответственно, против раскаста с Night Stalker… Мы просто бежим на 15-20 минуте, и эти минус арморы не успевают раскачаться. Они всегда любили играть в лейт, они обожали брать такие пики, что они начинают рулить после 40-50 минуты (особенность их региона). Зная эту слабость, мы просто шли и душили их с 10-15 минуты по кд. Во второй игре они сымпровизировали, убрали минус арморы, взяли Nature’s Prophet, Puck, Sven, Lina. Это уже как-то напоминало раскаст. Была крепкая борьба.

Единственная карта, которую вы проиграли – первая карта против EHOME в гранд-финале.  syndereN тогда сказал, что «все, для NAVI это конечная».

syndereN много что говорил. Я против него играл очень много раз. Единственные моменты, когда он меня победил – это было в стаке mTw. Ну, и потом, когда я уже заканчивал карьеру, может быть, он тогда еще хорошо выступал. А так, на моем опыте, syndereN много чего любит говорить, но… И меня лично он хоронил, кажется, уже не один десяток раз. Но мы просто сымпровизировали.

Если бы мы продолжили играть в «свою Доту», как это многие любят у нас говорить, то мы бы, скорее всего, и две следующие игры проиграли. Мы бы проиграли вообще в пух и прах. Но на тот момент мы перестроились. Как мы перестраивались и на первом Инте, и на втором, и в принципе всю жизнь как мы перестраивались. Мы просто адаптировались под ситуацию, конкретно там пик с Beastmaster был шикарен. После этого было понятно, что это вообще ключевой герой. От флай вижена все отталкивается. Поэтому в третьей игре мы его вообще чуть ли не сразу взяли.

Вот вы побеждаете. Ты первым побежал в трон, если не ошибаюсь.

Да, если брать скорость принятия адекватных решений, я на тот момент чуть быстрее отреагировал (смеется).

Ты был тем человеком, который сказал: «Пацаны, какие бараки? Идем в трон»?

Да что там говорить было… Там игра уже была закончена. Я бы сказал так. В третьей игре, видя наш драфт, я уже понимал, что эту игру мы выиграли. Математически у них шансов было тупо ноль. Если они хотели нам что-то сделать, то им разве что надо было выйти в гиперлейт и отбиваться от нас на байбеках. Но так шансов у них не было вообще. Там уже можно было праздновать нашу победу сразу после драфта. У нас был карт-бланш в той карте. Самое забавное, что в третьей игре мы планировали снова поставить Beastmaster в мид, но когда мы увидели, что у противника определенные проблемки с контролем и насколько их пик уязвим против Puck, мы решили взять Puck. И пошло-поехало.

Когда ты получил Аегис, чувствовал что-то особенное по отношению к этому трофею?

Ничего. Я много трофеев зарабатывал, и в шахматах мне давали какие-то кубки, и все остальное. Для меня это просто символический кусок металла, который можно где-нибудь «толкнуть» за определенную сумму денег и купить себе поесть. Потому, что на тот момент, когда я играл турниры, я никогда не думал о кубках и все этой фигне, меня интересовал исключительно процесс и ресурсы, чтобы я мог поддерживать свою жизнедеятельность.

На тот момент я содержал сам себя. Все, что мне нужно было – средства для того, чтобы жить. А жизнь у меня была, так сказать, нелегкая. Грубо говоря, я занялся выживанием, как только закончил школу.

А сейчас, через девять лет, тот факт, что твое имя выгравировано на Аегисе и будет там всегда, пока будет существовать Дота, что-то значит для тебя?

Да нет, не особо. Опять же, это… Там чье-то имя нарисовано. Ну и что? У нас есть много трофеев, есть много турниров, много всего, где что-то где-то нарисовано, чье-то имя выгравировано. Это, возможно, влияло бы на людей, у которых высокое чсв. Но я с этого рофлю уже больше шести-семи лет. Хотя люди до сих пор этого не понимают, ну и хрен с ними. То, что там выгравировано мое имя…Да и черт с ним. В моей жизни, честно говоря, почти ни тепло, ни холодно от этого. И в душе мне поровну на это.

Учитывая твой прагматизм, ты ценишь деньги, как я понимаю. В тот момент, когда тебе пришли деньги, был какой-то восторг? Что ты тогда испытал?

Была радость, потому, что я мог долечить свои зубы, допустим. У меня там были дикие проблемы. Сейчас, слава Богу, с этим все в порядке. В детстве я не очень любил их чистить, и в один момент у меня чуть ли не все зубы были под угрозой. И мне пришлось хорошенько поработать над ними всеми.

Потом, я всегда дико экономил. Может быть, многие отметят, что когда я заходил в ресторан, я там вообще предпочитал не есть, когда мы куда-то ездили. Для меня даже 10 долларов это были серьезные деньги, на которые много чего можно было купить в Москве. Это когда мы ездили в Европу. Я экономил из расчета, что деньги всегда нужны. Тогда еще не было предпосылок к тому, что Дота станет настолько популярной, и люди будут столько зарабатывать. Я копил с расчетом, что, возможно, в будущем мне нужно будет менять вид деятельности, и мне нужны будут средства, чтобы просто покупать еду.

Помимо EHOME, с кем были сложные игры или каких оппонентов вы опасались?

Реально команды, против которых было интересно играть на первом Инте лично мне – это Moscow Five, там была интересная заруба, но все равно не такая, как против IG, потом с IG был мощный замес на 48 минут. Слава Богу, мы не попали на MeetYourMakers.

Почему?

Они были умными, они знали нас с ног до головы. Это вообще, наверное,  была единственная команда, с которой мы играли кв. Одна из. Мы понимали, что они нам забанят всех ключевых героев, как EHOME, и просто возьмут деф хайграунда. Я на сто процентов уверен, что они нас бы развалили в best-of-1. Но я уверен на сто процентов, что если бы мы попали на них в best-of-3, то мы бы их, опять же, развалили просто потому, что после первой игры мы бы перестроились.

Ну, и потом, естественно, со Scythe было весело, а в конце с EHOME я бы отметил только вторую игру, где я был на Beastmaster в миде. Третья — это автовин с нулевой, а первая – это автовин для них с нулевой, нас там закрыли по всем параметрам. А вот на второй Инт– это испытание. Это мясорубка. Нас уничтожали во всех пракках, во всей групповой стадии. Это вообще чудо было, что мы из группы вышли в сетку виннеров.

Наверняка ты слышал о шоуматче NA’VI 2010 против NAVI 2020. Каким старым составом NAVI по Dota 2 ты бы сыграл сейчас и против какой команды? Какой состав назвал бы «золотым»?

Думаю, «золотой» был, конечно же, с Ваньком, потому, что он был эмоциональный, веселый. И в принципе, где бы я с ним не играл, было просто очень весело. У Сережи(Smile, ARS-ART – прим.ред) тоже очень много своих плюсов, но конкретно я всегда ценил в любой игре веселье, радость, удовольствие. Я почти никогда не играл на результат, я играл ради процесса. И Ванек в этом хорош. Его минус в том, что он долго нигде не задерживался (смеется). Даже после первого Инта от нас «свалил». Решил сделать свою команду перед вторым Интом, ничего не получилось, ну и черт с ним, бывает, ошибаются люди. Но всегда было очень круто, когда я играл с ним…

Даже когда мы играли недавно Midas Mode тем составом, было супер весело. Там еще такой мод был… Нам даже было лень читать, что эти челленжи делают: что-то там по реке побегать, поквакать, как это делали некоторые. Мы решили: «Да ну его нафиг. Будем брать, что есть». В итоге у нас деньги закончились.  Нас просто деньгами задавили в конечном итоге. Но было весело. Может, если бы мы сыграли другой мод какой-то, мы бы показали результат и получше.

Какую команду ты расцениваешь как самого большого противника в те годы?

На первом Инте, конечно, EHOME. Это были титаны. Это были просто убийцы всего и вся. В первой Доте они проиграли только один турнир за полтора года. И то это было против нас в групповой стадии, когда мы их запушили. Эти ребята просто уничтожали всех. Я назову просто имена, кого они побеждали: miserY, Fear, Puppey, KuroKy,Loda . Это были не новички. Это были люди, которые начали играть в Доту раньше китайцев, уже играли в нее три-четыре года, и просто пришли китайцы, потренировались один год, и они просто и камня на камне не оставляли, играя против всех вот этих топов, которых я сейчас назвал.

EHOME всех нас убивали без шансов. Слава Богу, что 820 ушел после первого Инта с просцены. Потому что если бы он остался в Dota 2, не дай Бог, и начал задрачивать так же, как он это делал в первой Доте, там могла бы быть точно такая же ситуация, когда чел с четырьмя сильными игроками разваливает всех. Слава Богу, что он ушел на покой. Потому, что иначе бы в финале второго Инта меня точно не было (смеется). А в финале третьего либо Alliance, либо NAVI точно не было бы. Puppey тоже очень ценил 820 и считал его одним из самых сильных капитанов за всю историю Доты. Спасибо, что величайшие уходят. А в нашем случае он еще и ушел весьма вовремя.

Современные дотеры часто говорят, что на первых The International никто не умел играть. Как ты думаешь, на первом TI это было все-таки слабое понимание игры или здоровая адаптация к реалиям той игры?

Скорее просто условия были другие. Если посмотреть сейчас, то топ держат игроки, которые и тогда были в топе. Стоит учитывать, что игра развивается. Естественно, с каждым годом в любую игру люди начинают играть все лучше и лучше.

Допустим, если брать примеры из реального спорта, с тем же успехом можно сказать и про Пеле. Мол, он играл, когда на поле 1к-челики бегали и ничего не умели. И так можно сказать про любую звезду в любом виде спорта, который достойно выступал, например, 50 лет назад. Или можно сказать так про шахматистов. Мол, на самом деле они какие-то лошки были, тогда никто играть не умел.

Да, естественно, уровень Доты растет. Но стоит помнить о том, что…Мы же не убираем время, когда мы играли. Мы играли тогда, в тех условиях. Тогда не было dotabuff, даже хоткеев не было, мы были вынуждены кликать по клавиатуре слева-направо. Не было нормального интернета, я помню, часть игр просто один игрок вылетает, и вы доигрываете 4 на 5. Тогда условия были в несколько раз хуже, чем есть сейчас. Соответственно, в тех условиях, которые есть сейчас, а они раз в 50, может быть, 100, лучше, чем раньше. Потому, что раньше у меня даже не было денег, чтобы в компьютерный клуб пойти и сыграть турнир, отстоять чемпионство на одном из ESL, где я до этого занял первое место.

В механическом плане уровень игры раньше был сто процентов хуже. Но если брать уровень понимания игры, то это уже вопрос. Потому, что сейчас я вижу такую ситуацию, что понимание как раз самое высокое у тех людей, которые тогда были в топах, в 2009-2010 году. А именно: у KuroKy, у Puppey – вот у этих ребят понимание как было тогда суперстильное, так оно и осталось. Даже если брать стаки, которые побеждали на турнирах, то это, опять же, кто? Директор-8, который на четвертом Инте кучу фейлов допускал? Потому, что в первой Доте у него было отличное понимание. Потом, Loda. Тоже человек с хорошим пониманием, но кликать рано или поздно он начинает все слабее и слабее.

И в результате, если присмотреться, то сейчас в топе не молодежь, которая считает, что сейчас время лучше и они классно все делают. В топе старики, которые тогда были топами, и в топе они сейчас. Только потому, что они понимали тогда и, соответственно, будут понимать и сейчас. Разница лишь в том, что некоторые из них при этом еще и кликают нормально, более или менее: Puppey, KuroKy. И если у нас реально есть челибанистеры, которые считают, что сейчас игроки играют получше, то пожалуйста, вперед: соберите составчик, не берите стариков, которым там за 27, за 28 лет, которые тогда были топами и что-то понимали, и покажите, что вы реально что-то понимаете.

Пока я вижу, что понимают только игроки 2011-2013 годов. Кто у нас в топе? N0tail? Он играл со мной в те времена. Когда он брал Wisp, потом мы его банили и разносили в каждой игре. KuroKy тоже, лидер Nigma. Puppey. И вот я уже назвал три топовых состава: OG, Secret и Nigma. Вот они – старики, которые управляют молодежью. Ceb! Ceb, который играл со мной в первой Доте, он тоже понимает.

Вот сейчас эти люди– это титаны Dota 2. Соберите команду и развалите их, раз вы так все хорошо понимаете. На здоровье. Люди, которые принижают заслуги людей в киберспорте, принижают заслуги людей вообще во всем спорте. Это можно делать, только зачем? И так каждый человек в мире понимает, что с каждым годом дисциплина, естественно, развивается. Зачем? Хотя бы одна мысль. Зачем это продолжать говорить, если это и так всем понятно? Зачем говорить, что 2+2 =4? И так все прекрасно понимают, что каждый спорт будет с каждым годом развиваться. Зачем это повторять 24/7? Какой смысл? Это бессмысленно, на мой взгляд. Такое ощущение, что люди, которые это говорят – какие-то идиоты, которые в жизни вообще ничего не понимают.

Спасибо большое за интервью.

Материалы по теме

NAVI заняли 4 место по итогам PSL Season 7

0

Команда сохраняла лидерство первые два дня, но на последнем команда все время не могла зацепится за игру, из-за чего и упала на 3 места ниже.

NAVI рассматривают Ergon на позицию мидера — Источник

Руководство украинского мультигейминга определились с двумя кандидатурами на вторую позицию, по крайней мере на время ESL One Germany.

«NAVI может больше всех пострадать от возможного бана тренеров» — Thomas

0

Игрок американского коллектива Envy поделился своим мнением по поводу последствий для команд, в случае если Valve запретят деятельность тренеров после скандала с багом обзора, который был использован наставниками многих команд, как например MIBR или Hard Legion.

NAVI против mousesports, Spirit против BIG. Стала известна сетка плей-офф на ESL Pro League S12: Europe

Уже через неделю возобновятся матчи турнира, который собрал все топовые команды Европы, отсеяв 8 из них по итогам групповой стадии. NAVI же вышли с первого места своей группы, а Spirit — на четвертом, имея в соперниках по группе грандов европейского Контр-Страйка.