Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Андрей Mag Чипенко — о прогрессе новых NAVI, тренерстве и первом составе Natus Vincere по Доте.

Также в интервью:

  • Почему Immersion стал капитаном
  • Взаимоотношения тренера и капитана с точки зрения Мага
  • NAVI нашли нить игры, потом потеряли, теперь снова догоняют
  • Патч 7.27!
  • Отношения с 9pasha: кто кого «перехрапит»
  • Ностильгируем по прошлому: каким был первый состав NAVI по Доте
  • Отсутствие TI и мотивация игроков
  • Шут-аут!

Интервью было опубликовано на VPEsports.com. У нас эксклюзивная версия с оригинальной речью.

Ты сейчас в Киеве, на буткемпе?

Да. Мы в нашем доме NAVI, в Пуще-Водице. Здесь отличное место, отличная природа. Съехались мы на буткемп на днях. Ребята прилетели восьмого числа.

Я, наверное, был не единственным, кто удивился, что Immersion будет капитаном, учитывая отсутствие у него такого опыта. Как ты можешь оценить его с точки зрения лидерства?

Да, у него ранее не было опыта. Но я не думаю, что это проблема. Когда мы играли с Zayac_, у него тоже был минимальный опыт капитанства. Тут самое главное — это желание. Нужно не бояться брать на себя ответственность. Не каждый игрок может это сделать. По поводу Сани: он очень инициативный, с самого прихода его в команду он очень много чего предлагал, всегда что-то готовил, показывал. Когда возник вопрос, не хочет ли он заняться еще и драфтами и быть капитаном, он согласился, сказал, что ему всегда это было интересно, он готов и хочет попробовать.

Это тернистый путь, потому что на нем тебя будет ожидать очень много неудач. Потому, что ты учишься. Ты должен понимать, что банально где-то из-за колла, из-за каких-то моментов, из-за драфта команда может проиграть.

Я долгое время драфтил в команде, но мы пришли к тому, что это не совсем правильно. Важно, чтобы кто-то внутри игры понимал эту идею и управлял ей внутри игры. Сейчас мы попробовали так, что я помогаю Саньку по драфтам, но пикает он. Он старается пикать тех героев, которых он считает сильными, старается этим управлять в игре. Это именно то, чего мы хотели. Когда мы искали игроков, на «четверку» мы искали того, кто потенциально может быть капитаном. Зачастую это «пятерки», но я думаю, что это все стереотипы.

Нам еще не хватало того человека, который бы в мидгейме и в конце игры команду повел. Вот у вас пик, пять героев. Есть какая-то идея. Эту идею капитан должен донести до команды. Команда должна понимать, уже начиная со стадии лейнинга понимать, как мы будем в дальнейшем играть.

В Доте есть разные типы внутриигровых лидеров. Есть, например, SoNNeiKo, который невероятно доминантен в игре, который буквально рассказывает, кому что делать. А есть лидеры, которые, грубо говоря, в общем плане накидывают игрокам план на игру или на ближайшие минуты, а те уже, отталкиваясь от личного скилла и личных соображений об игре, будут его исполнять. Immersion тяготеет больше к какому типу?

Я бы сказал, что-то среднее. Что мне в нем нравится – это то, что у него есть свое видение игры. Это очень важно для капитана, в первую очередь. В драфтах у него тоже есть свое видение, он может «гнуть свою линию». Я считаю, это очень важные качества для лидера. Незаменимые.

Вообще, почему мы Сане предложили — потому, что у него эти задатки есть. Ему самому было интересно. Он давно хотел попробовать. Я считаю, у него есть все нужные качества и задатки. Сам по себе он серьезный и старательный молодой человек. Очень много играет, задрот с огромным пулом. Но при этом в каких-то моментах, связанных с капитанскими обязанностями, он тоже будет много времени уделять для просмотра реплеев, думать над драфтами. В этом плане он очень трудолюбивый. Это человек, который живет Дотой и 24/7 занимается игрой.

В традиционных видах спорта между капитаном и тренером команды есть определенная уникальная химия, которая находится немного в стороне от общей команды и тренера. Ты, в зависимости от капитана команды, как-то меняешь свой подход?

Конечно же, я меняю подход. Люди разные. Если взять за то время, что я в NAVI, капитанов было два: SoNNeiKo и Zayac_. Это полностью разные люди, к каждому нужен свой подход.

С Immersion мы сейчас находимся на этапе становления вот этой связи. В онлайне это все не то. Сейчас у нас первый буткемп – возможность лучше познакомиться, пообщаться, наладить химию и взаимодействие. Чем лучше мы понимаем друг друга, тем проще нам двигаться вперед. В какой-то степени, тренер и капитан всегда задают команде какой-то вектор.

В целом, насколько ты доволен прогрессом команды в новом составе? Доволен ли тем, как сейчас вырабатывается химия в коллективе?

Скажу так. После перерыва, который у нас был, у нас есть определенные трудности. В коммуникации, в каких-то командных идеях, во взаимодействии. Это то, над чем мы сейчас работаем. Когда мы состав только собрали, когда мы уже поняли, что хотим играть именно с Immersion и young G, в тот период (а это середина-конец июня) мы много играли квшки, у нас очень круто получалось играть. Мы тогда и мету прочувствовали, и в целом все работало, как механизм. По ощущениям было так, что нужно в этом направлении просто двигаться.

А сейчас мы эту нить чуть-чуть потеряли. Но мы работаем, чтобы это вернуть. Мне кажется, то время которое у нас есть до начала турниров, его достаточно, чтобы набрать форму и хорошо выступить уже непосредственно на Omega League.

Часто так случается, что успех команды зависит от патча. Как тебе крайний патч? Насколько хорошо вы к нему адаптировались?

Я был немножко удивлен. В том плане, что вышел новый патч, ты внимательно прочитал раз, прочитал два, а потом играешь пабы, и создается такое впечатление, что патч был не настолько глобальным, как предыдущие. Обычно слишком много каких-то изменений: добавляют шрайны, аванпосты и т.д. А в этот раз нововведений было не так много.

Дота все равно поменялась, поменялась мета, появились какие-то новые герои, но я считаю, что Дота не настолько сильно изменилась. Мы начали играть после выхода патча сразу с кучей новых героев, и только спустя время до нас дошло, что «блин, что-то не то». В принципе, много и старых героев все так же работают. И условный Nature’s Prophet, и Spectre. Да, появились какие-то новые герои, но много старых все так же эффективно работают, люди будут видеть их в пиках.

По поводу патча, мы четко понимаем сейчас, какие герои хороши. Стараемся с ними максимально играть на тренировках. Мы не до конца чувствуем уверенность в этом патче. В старом патче у нас было ощущение стопроцентной уверенности. Сейчас есть неуверенность. Мне, как игроку лично, очень патч нравится. Я старался много играть, для 9pasha что-то посмотреть. Мне нравится, что чуть освежился пул «троек», то, что появились немного забытые в прошлом патче герои. Dark Seer, Magnus, Brewmaster, думаю, будет чаще появляться. Играть пабы интереснее.

Почему все берут Venomancer в хард?

Когда вышел новый патч, мы играли на тренировках, и против нас несколько раз команды пикали Venomancer. Было играть достаточно сложно и неприятно. Мы сами попробовали с ним играть. У нас был высокий винрейт на квшках, но на официалках мы банально очень плохо стояли линии, пикали неправильных «четверок» под него. Герой не работал.

Я не считаю, что это имба патча. Он ситуативный. Он очень эффективен против Faceless Void, который сейчас в мете. А так, герой средний. В чем его сила? Сейчас упор снова идет на лейнинг. Так или иначе, у Venomancer основной упор именно на лейнинг, кроме того, его можно оставить одного, допустим, со «змейками» третьего уровня. Нужно подобрать хорошую «четверку» под него и хорошо отстоять линию.

Отметили годовщину победы NAVI на TI1 с самим LighTofHeaveN: рассказал кого боялись на турнире, почему смеялись над анонсом турнира и что игроки того времени все еще лучшие умы Доты

Вы с 9pasha долгое время играли вместе в Vega, воссоединились в NAVI. Ты перешел с оффлейна на тренера, он – тоже «тройка». Ваши отношения – это отношения двух друзей или коллег?

Много общаемся. Мы с ним вместе живем на буткемпе в одной комнате. У нас такое правило: кто пришел первым в комнату, тот и спит (смеется). Потому, что тот, кто пришел первым, заснул и начинает храпеть. Можем всегда пообщаться по поводу «троек»: по поводу билдов, лейнинга и т.д. Бывает, я Пашку надоедаю с какими-то билдами, чтобы он попробовал.

В любом случае, я считаю его лучшим игроком на своей позиции. Паша долгое время доказывал, что он – один из лучших оффлейнеров в мире. У него огромный пул, огромное понимание. Я тоже стараюсь много играть и, конечно, есть какие-то моменты, если я вижу, что это работает, я стараюсь объяснить это ему, чтобы он попробовал. Он часто прислушивается. В этом плане, у нас достаточно здравые дискуссии. Всегда есть, что обсудить.

Мне кажется, мы бы общались намного больше, если бы жили в одном городе. Но нас разделяют города, поэтому, в основном, мы с ним много общаемся на буткемпе. Еще у нас есть с ним одна тема. Паша подсадил меня на Mortal Kombat 11. Он, конечно, меня безыдейно побеждает, но мы периодически рубимся. Обычно перед сном пару каток играем, чтобы спокойно спалось.

Тебе 30. Ты был тем человеком, которого коммьюнити принудило стать тренером или ты сам так решил?

В свое время одной из причин, по которой я стал тренером, было то, что люди относились скептически ко мне именно из-за возраста. Из-за этого куда сложнее найти команду. Тут все зависит от человека, мне кажется. Человек может играть отлично, на топ-уровне, в одной из лучших команд мира и после 30. Я уверен, таких игроков будет еще много. Тот же Puppey, я уверен, еще долгое время будет играть и удивлять нас своими драфтами и высоким уровнем игры на своей позиции.

В какой-то степени изначально меня на тренерство вдохновил Ceb. Я для себя решил, что у меня был застой. Как игрок, какое-то время я не чувствовал, что я прогрессирую. Я чувствовал, что тренерство у меня может хорошо получиться. Я понял, что надо двигаться вперед. На тот момент я хотел попасть в команду с SoNNeiKo, потому, что я с ним раньше играл, я знал, что мы с ним найдем общий язык. Так и пришел в NAVI. 

Сейчас я понимаю, что хочу развиваться именно в этом направлении. Хочу вывести команду на какой-то новый уровень. Я считаю, за то время, которое я нахожусь в команде, мы не достигли того уровня, который бы хотелось. Пока это не получится, я не успокоюсь. В тренерстве тоже есть свой кайф. Я достаточно много старался делать  для команды и влиял. Я долгое время драфтил в те или иные периоды. Это, в любом случае, огромный импакт на игру, на результат. 

Конечно, пришлось развить какие-то качества. Когда только начал этим заниматься, не было четкого понимая, что правильнее делать с позиции тренера. Где-то нужно пообщаться отдельно с каким-то игроком. Очень часть нужно пообщаться чуть ли не с каждым, когда ты видишь какие-то просадки. Нужно подобрать правильные слова после поражения или перед важной серией. Я раньше таким даже не пробовал заниматься. Как пример, это банально какие-то мотивационные речи, которые в футболе тренеры толкают. Будучи игроком, я даже не задумывался о таком. И только уже когда я стал тренером, я понял, что тут есть другие вещи, которыми нужно заниматься. Как Ceb, который по итогу, и игрок, и тренер. Если посмотреть True Sight, то мы видим, что он всю команду подбадривает. По большей части, он выполняет очень много функций, которые должен выполнять тренер, в моем понимании. 

Плюс, мы работаем с психологом… Его зовут Андрей, он уже больше года работает с нами. Я был доволен, что мы нашли такого человека, который меня в какой-то степени «прокачивает», учит, как быть хорошим тренером. Вообще показывает, что из себя представляет тренерская работа.

Не могу не спросить. Одним из самых сильных хайлайтов Ceb, как тренера, считается True Sight с киевского мейджора, когда он после двух проигранных карт отвел Ana в комнату и привел его в себя. У тебя был такой момент, когда ты сам на сам игрока морально вытягивал, подбадривал?

Таких важных турниров у нас не было. Были чуть другие ситуации. Банально, квалы на Инт в прошлом сезоне – это было очень значимо. Я мог взять в свои руки все, если у нас не получается. Тот же Акбар мне доверял. Я старался и морально команду всегда «бустить», но при этом я могу и задать правильный вектор в плане каких-то идей, стратегий. Когда команда не знает, как выиграть, я всегда стараюсь помочь максимально тем, чем я могу, в чем я хорош. 

Таких тим-токов, как у Ceb с Ana был, еще не было. Но я уверен, что все впереди. Общение с игроками часто присутствовало, но таких значимых моментов было пока мало.

Победе NAVI на The International 2011 на днях исполнилось ровно 9 лет. Тест на знание самого первого чемпионата мира по Dota 2

SoNNeiKo для меня человек-загадка. С одной стороны, он, безусловно, талантлив. Он поднимает просто нулевых игроков и собирает из них команду, которая получает инвайты на турниры. Но с другой стороны, все рано или поздно с ним расстаются. Из-за чего это происходит? Что-то системное происходит с ним после более или менее успешного периода?

Как сказать… Конкретно что было в NIP, я не знаю. Со стороны кажется,  что повторяется каждый год одна и та же история. 

Я к Акбару хорошо отношусь. Он своеобразный человек. Ему нужно, чтобы он чувствовал, что команда полностью ему доверяет и что каждый готов следовать за ним до конца. И когда наступает тот момент, когда это доверие пропадает или появляются какие-то сомнения у игроков, когда они перестают его слушать, возникают такие проблемы. У него есть свое видение, он «гнет свое линию». Играя с ним в команде, ты должен быть готов следовать за ним. 

Что произошло в NIP, я не знаю. Могло быть так, что команда вышла на определенный уровень, проделала огромный путь, но не могла сделать шаг вперед. Возможно, появились какие-то конфликты внутри команды, которые стали следствием этой ситуации.

Наверное, немногие знают, но ты был в первом составе NAVI по Доте…

Хорошо, что об этом еще кто-то помнит. Да, мы пришли с XBOCT в самый первый состав. Изначально было так, что мы долгое время играли втроем. Я, ХВОСТ и defender. Это был наш костяк. ХВОСТ позвали в NAVI, и он позвал нас вместе с собой. На то время не так много было серьезных организаций. Для меня это была первая серьезная организация. Тем более, ксеры тогда уже круто очень выступали. Было приятно находиться вместе с ними под одним тегом. Я не знал еще тогда, конечно, что будет Инт. Не знал, что NAVI его выиграют. 

Для меня это было однозначным стимулом, когда мой друг выиграл The International. Первые мои действия после того, как NAVI выиграли Инт —  я перешел на заочку и копил тогда деньги на новый комп, подрабатывая админом в клубе. Спустя полгода после Инта я наконец-то начал играть из дому, на новом компе. Я уверен, это дало огромный буст. 

Каким был тот первый состав?

За два месяца командой не станешь. Мы с XBOCT полтора года играли на то время вместе, в разных стаках на лигах. Для меня это очень приятные воспоминания. Золотые времена. Я скучаю по этому. По турнирам, которые регулярно проходили в Киеве. Скучаю по временам, когда мы играли в клубе, и там было огромное количество ребят, которые играли в Доту, и в целом, наш круг общения.

Когда мы играли в C-Club, те же Iceberg, Pikachu, которые только-только начинали играть в Доту, постоянно следили за нами, интересовались, радовались любой возможности поиграть с нами, попытать свои силы. Дефолтная история – на пивас 5х5 на LAN’е.

Сегодня в киберспорте чего-то не хватает из тех времен?

Однозначно. Игроки, как я вспоминаю, были более общительными. Ты приходил на турнир, как на день рождения к другу. Там будет много людей, будет весело, ты в любом случае кайфанешь. При всем при этом ты еще и с целью выиграть турнир туда пришел. Это сложно передать. Сейчас все очень сильно отличается. Сейчас приходит все больше молодых игроков. Они не такие компанейские, в этом есть часть проблемы. 

В те времена, когда куча олдскулов знает друг друга годами, когда проходил какой-то LAN, всегда была супер ламповая атмосфера. Все игроки и команды общались между собой намного больше, активнее. Условные afterparty были более яркими в плане воспоминаний, эмоций. Сейчас все по своим углам. Каждый общается в основном со своими тиммейтами, со своей командой. Атмосфера отличается. Сейчас это более зрелищно, «хайпово», огромные призовые на кону. Но раньше за ящик пива в клубе такие баталии происходили… Мы играли за идею, это было круто.

В этом сезоне отсутствие The International сильно ударит в сердце сообщества. Тебе не кажется, что это очень бьет по мотивации игроков?

Да, ты, однозначно, прав. Но все равно, я считаю, что даже в этих условиях очень круто, что турниры есть, мы можем все так же играть, заниматься любимым делом. В большом спорте из-за карантина несколько месяцев вообще не было никаких соревнований, игр и т.д. Я рад, что мы имеем то, что мы имеем. 

Надеюсь, Инт в следующем году все-таки состоится. Сложно загадывать, но я очень на это надеюсь. По поводу мотивации… Да, это бьет. Для всех TI – это главный турнир в году, это цель. Но ничего страшного, я считаю. Имеем, что имеем. Я больше отталкиваюсь от этого.

Fng недавно сказал, что тир-1 команды вообще не играют «скримы» из-за того, что сейчас нет LAN турниров. Ввиду этого сложно командам, которые только хотят стать тир-1. На «скримах» вам не к чему стремиться. Насколько сильно это влияет на подготовку?

Влияет очень сильно. Это больная тема сейчас. Когда ты играешь перед каким-то мейджором против топовых команд, и они тебя выносят вперед ногами на КВ, ты можешь сделать очень много выводов и прогрессировать. 

Когда начнется война за DPC-очки осенью, я уверен, что многие команды начнут активизироваться постепенно. Но на текущий момент имеем, что имеем. Тир-1 команды играют мало, мало тренируются. Тир-2 командам сложнее прогрессировать. Я рад, что в ближайшее время будет Omega League, где заявлено много сильных команд. Это отличная практика. 

Формат Omega League хорошо подходит вашей команде? Так долго играть… Можно выгореть.

Я считаю, это идеальный формат в нынешних реалиях нашей команды. Мы сейчас на буткемпе, мы не будем все время играть официалки каждый день. У нас будут промежутки между играми. В таком формате мы можем очень продуктивно провести это время, и это будет огромный буст для команды. 

Главное не тильтовать.

С тильтом у нас все в порядке.

Что пожелаешь вашим фанатам?

Многие люди, возможно, недовольны теми изменениями, которые произошли в команде. Но я хочу сказать, что эти изменения были взвешенными, они были сделаны для того, чтобы в дальнейшем выйти на другой уровень. Цель – Инт в следующем году. Изменения были сделаны на перспективу. В расчете, что с новыми игроками мы сможем выйти на тир-1 уровень. Запаситесь терпением. Мы будем очень стараться, мы хотим оправдать ожидания болельщиков и организации.

Материалы по теме

NAVI заняли 4 место по итогам PSL Season 7

0

Команда сохраняла лидерство первые два дня, но на последнем команда все время не могла зацепится за игру, из-за чего и упала на 3 места ниже.

NAVI рассматривают Ergon на позицию мидера — Источник

Руководство украинского мультигейминга определились с двумя кандидатурами на вторую позицию, по крайней мере на время ESL One Germany.

«NAVI может больше всех пострадать от возможного бана тренеров» — Thomas

0

Игрок американского коллектива Envy поделился своим мнением по поводу последствий для команд, в случае если Valve запретят деятельность тренеров после скандала с багом обзора, который был использован наставниками многих команд, как например MIBR или Hard Legion.

NAVI против mousesports, Spirit против BIG. Стала известна сетка плей-офф на ESL Pro League S12: Europe

Уже через неделю возобновятся матчи турнира, который собрал все топовые команды Европы, отсеяв 8 из них по итогам групповой стадии. NAVI же вышли с первого места своей группы, а Spirit — на четвертом, имея в соперниках по группе грандов европейского Контр-Страйка.