Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Activision Blizzard — одна из самых известных и успешных компаний в мире гейминга. Уже на протяжении не одна десятка лет она радует нас увлекательными, выдающимися, и, поистине, легендарными играми. Но даже великие оступаются, и теряют свой статус. В этом материале речь пойдет о падении Blizzard, как одна из успешнейших компаний потеряла все.

Блог Марка Головченко

Хорошие времена, 1995-2010

История Blizzard Entertainment берёт своё начало в феврале 1991 года, когда была основана компания Silicon & Synapse. Основателями же были Майк Морхейм, Аллен Адам и Фрэнк Пирс. Во время BlizzCon 2016 Майк Морхейм признался, что основать компанию ему помогла бабушка, которая одолжила внуку 15 тысяч долларов.

Компания выпустила игры Rock N’ Roll Racing и The Lost Vikings с издателем Interplay Entertainment. В 1993 году компания меняет название на Chaos Studios, однако вскоре обнаруживается, что такое название уже занято, поэтому студия меняет название на Blizzard Entertainment. В том же году компания была приобретена дистрибьютором Davidson & Associates за 10 миллионов долларов. Некоторое время спустя Blizzard выпускает Warcraft: Orcs & Humans.

Именно серия игр Warcraft станет культовой в следующие десятилетия, целое поколение геймеров выросло на этом тайтле. Немало важными играми станут и Diablo с Starcraft, которые вышли в 1996 и 1998 соответственно.

Но самой значащей игрой для Blizzard конечно же станет World of Warcraft, который вышел в 2004 году. В 2008 году Книга рекордов Гиннесса назвала World of Warcraft самой популярной MMORPG в мире с числом подписчиков свыше 10 млн человек. На пике популярности игры в октябре 2010 года это число превышало 12 млн. Игра получила множество наград, включая Gamespot’s Game of the Year Award как лучшая игра 2004 года.

Слияние Activision и Blizzard, 2008

В декабре 2007 Activision объявила, что компания и её активы будут объединены с разработчиком и издателем игр Vivendi Games. Vivendi Games в то время была самой известной игровой холдинговой компанией, в состав которой входили Sierra Entertainment и Blizzard Entertainment. Новая компания получила название Activision Blizzard, а штаб-квартира так и осталась в Калифорнии. Бобби Котик из Activision был назначен в качестве нового президента и CEO компании. Сумма сделки составила $18,9 млрд долларов США. Vivendi получила контрольный пакет акций компании в 52%.

Именно Бобби Котик отыграет большую роль в падении компании Blizzard, благодаря своим многочисленным ошибкам. За последующие 13 лет Activision Blizzard потеряют позиции на мировом рынке, и попадут в такой тупик, из которого очень будет сложно найти выход. Никто даже не мог предсказать, насколько сильно это слияние повлияет на самобытность Blizzard, их культуру и игры.

Споры о конфиденциальности, июль 2010

На дворе был июля 2010 года. Оставалось три недели до выхода Starcraft 2, долгожданного продолжение первой части, которая вышла в далеком 1998 году, и покорила сердца многих геймеров по всему миру. Накануне форумы Blizzard были заполнены хейтерскими текстами по поводу Starcraft 2, дела шли плохj, долгожданный анонс был под угрозой. И тут компания Blizzard решила убрать анонимность с форумов, мол, пусть все знаю хейтеров в лицо. Понятное дело, что от этого знатно «пригорело» у многих, и под одним тредом на форуме было целых 11,000 ответов.

Это решение выглядело очень жестким, поскольку обычным людям, которые не писали что-то плохое, и не собирались писать, были вынуждены раскрывать свои персональные данные. Можно было просто привлечь больше модераторов, и прописать более жесткие правила на форумах, но не убирать анонимность. Этим решением Blizzard не решили проблему, они создали еще больше неприятностей для себя.

Blizzard против Valve, 2012 год

Ни для кого не секрет, что Defense of the Ancient (DOTA) была сделана для Warcraft III, на базе одной из карт к игре Starcraft. Компания Valve представила Dota 2 летом 2011 года, в том же году Blizzard подала жалобу в комитет по рассмотрению споров и апелляций при Патентном ведомстве США и попросила отказать Valve в регистрации торгового знака. Они аргументировали это тем, что DOTA была модом к их игре, поэтому название нового проекта может ввести игроков в заблуждение. Но в следующем году, 2012, Blizzard все же уступили Valve, которым досталось право на коммерческое использование этого названия, а Blizzard сможет использовать DotA в некоммерческих целях.

За следующие девять лет Dota 2 превратились в одну из главных киберспортивных дисциплин, а Blizzard потеряли «свое детище».

Падения WoW, 2012 год — наши дни

World of Warcraft является самой прибыльной игрой для Blizzard за всю историю компании. Вокруг WoW годами строилось многомиллионное комьюнити. Люди играли в эту игру годами, ожидая каждой патч больше, чем свой день рождения. Но обновление Mists of Pandaria перевернул все с ног на голову.

Многие фанаты высказали свое негодование по поводу выхода нового обновления. В мае 2013 года Blizzard опубликовали отчет, в котором заявили, что после выхода обновления Mists of Pandaria, 14% пользователей, или 1,3 миллиона человек, отменили свою подписку на WoW. Blizzard попытались исправить ситуацию, на протяжении нескольких следующих лет выпуская различные патчи. Свежий глоток игре дал «Dungeon Finder», который сумел снова объединить пользователей для поиска рейда.

Diablo 3, 2012

Выход Diablo III стал одним из самых провальных за всю историю гейминга. Вторая часть вышла в далеком 2000 году, так что выход продолжения ждали абсолютно все. И тут Blizzard умудрились облажаться. Проблемы с подключением к серверам, даже во время однопользовательской игры, тот же геймплей в сравнении со второй частью. Не было той атмосферы, которая была в предыдущих частях. Некоторые монстры из первой части казались страшнее, чем в третьей и т.д. Сюжет был ужасным, множества ненужных предметов. Все было ужасно, многие даже не могли поверить в то, что это реально Diablo.

Nostalrius, 2016 год

Когда все больше и больше любимых дополнений уходили из WoW, то все меньше и меньше игроков вообще заходили в эту игру. Но люди нашли выход — начали появляться сервера, с предыдущими дополнениями. Были сервера и с Wraith of the Lich King, и с Burning Legion, и просто с ванильным WoW. Он и стал самым популярный, а назывался он — Nostalrius.

800,000 тысяч аккаунтов, более 2 миллионов посетителей ежемесячно — вот как можно охарактеризовать успех Nostalrius. Blizzard осознали, что теряют прибыль, поэтому приняли решение заблокировать сервер, и это им удалось. Но таким решением они еще сильнее разгневали сообщество. На одном из Blizzcon зрителей спросил у CEO компании, ждать ли когда-нибудь чего-то похожего на Nostalrius. Тогда он ответил нет, и сказал, что это не правильно, что сообщество чего-то хочет. Но он не сдержал своего слова, и Blizzard в 2019 году выпустили WoW:Classic. С момента бана Nostalrius и выхода Classic прошло целых три года…

Diablo Immortal, ноябрь 2018

Видимо, издеваться над фанатами Blizzard не начинали вплоть до 2018 года. На том Blizzcon компания просто поиздевалась над своими фанатами, анонсировав выход новой части Diablo, только на мобильные устройства. То есть Blizzard не смутил тот факт, что история Diablo начинает свой путь с ПК версии, целое поколение выросло на этой игре, играя в нее на компьютере, а они берут и анонсируют новую часть на телефоне. Так они еще и удивлялись вопросам от фанатов, в которых те спрашивают, а будет ли версия для ПК. Если бы Blizzard нужна была новая аудитория, то им легче было бы сделать какую-то новую игру на телефоны, но никак нельзя было выпускать Diablo Immortal.

Рекордная прибыль = рекордные увольнения, 2019 год

Blizzard опубликовали свой ежегодный отчет за 2018, где было указана прибыль в размере 7,5 млрд долларов, что являлось рекорд за всю историю компании. Знаете, что сделали Blizzard? Правильно, уволили 800 сотрудников. Зачем? Почему? С какой целью? Никто не получили ответ на эти вопросы. Разве это нормально, что компания увеличивает свою прибыль, а затем увольняет сотрудников, которые приложили руку к заработку денег? Это выглядит абсурдно, и во все неумно.

Бан Blitzchung, 2019 год

В еще один, очень серьезный скандал Blizzard вляпались осенью 2019 года. На трансляции турнира тайваньского турнира серии Hearthstone Grandmasters игрок под ником Blitzchung надел маску, аналогичную с той, которая использовалась в то время на митингах в Гонконге, и заявил следующее: «Освободите Гонконг, революция нашего времени». Затем трансляция была прервана, а на следующий день Blizzard забанили Blitzchung на год, и сняли с него призовые за тот турнир. Также компания уволила двух комментаторов, которые брали интервью у игрока.

Реакция сообщества, как мирового, так и киберспортивного была моментальной. В Твиттере за пару часов появился хештег #BoycottBlizzard, которые поддержали и фанаты, и сами сотрудники. Blizzard даже получили письмо от нескольких сенаторов США, в котором они просили снять бан. В итоге после всех негодований, Blizzard облегчили бан, а не сняли его. На церемонии открытия Blizzcon 2019 президент компании Дж. Аллен Брак заявил: «Мы не соответствовали высоким стандартам, которые сами установили для себя, и за это я извиняюсь и принимаю ответственность».

Warcraft III: Reforged, 2020

У Blizzard появился шанс все исправить, их ждал выпуск Warcraft III: Reforged. Выход обновленной версии третьего Warcraft мог собрать вокруг себя старую аудиторию, и новую. Но, как вы могли догадаться, все вышло, как всегда, наоборот. Warcraft III: Reforged вышел ужасным, фанаты были в шоке, отзывы были край негативные. На сайте Metacritic Warcraft III: Reforged получил оценку от пользователей 0,5, что стало самой низкой оценки у всех игр на этом сайте. Негативные отзывы игроков были связаны одновременно с невыполненными обещаниями разработчиков по части нововведений и улучшений, отсутствием привычных для многопользовательской игры элементов — ладдерной рейтинговой таблицы и кланов; а также технических проблем — сбоев подключения, программных ошибок и замедленной работы игры.

Был создан сайт под названием Warcraft III: Refunded, который высмеивал саму компанию. На этом сайте были перечислены невыполненные обещания (переработка сюжетных кампаний, новые катсцены, возможность выбирать между классической и обновлённой кампаниями).

Харассмент и уход президента компании, 2021 год

В июле этого года стало известно об иске, который подали на Blizzard. И это не просто какой-то рядовой иск, а сам штат Калифорния подал в суд на «метелицу». На протяжении двух лет проходило расследование, которое показало, что компания дискриминировала сотрудников-женщин в отношении условий найма, включая компенсацию, назначение, продвижение по службе и увольнение.

В расследовании также указывается сотрудница Activision, которая покончила с собой во время командировки  со своим руководителем-мужчиной.  Перед смертью служащая подвергалась интенсивным сексуальным домогательствам, в том числе были распространены её обнаженные фотографии на праздничной вечеринке компании. Об этом стало известно из публикации на Bloomberg.

Через две недели сотрудники Blizzard получили следующее письмо от Даниэля Алегре, операциионого директора Blizzard:

Рад сообщить, что сегодня Джен Онеал и Майк Ибарра были назначены соруководителями Blizzard. Джен и Майк разделят ответственность за развитие и операционную ответственность компании. Оба являются лидерами с выдающимся характером и честностью и глубоко привержены тому, чтобы наше рабочее место было наиболее вдохновляющей и гостеприимной средой для творческого совершенства и соблюдения наших высочайших стандартов разработки игр. Когда Джен и Майк возьмут на себя новые роли, Дж. Аллен Брак покинет компанию в поисках новых возможностей.

Решение об уволельнии президента Дж. Аллен Брак кажется достаточно логичным. При нем компания попадала в большое количество скандалов, начиная с бана Blitzchung заканчивая харассментом. Также негодовали и фанаты, которым не нравилась политика компании в отношении франшиз, в первую очередь, World of Warcraft. И что самое главное — он не предпринял никаких радикальных мер, чтобы исправить ситуацию. Компания официально не объяснила причины ухода, но указала на желание изменить культуру в своей компании.

Оказалось, что Blizzard не уважают своих фанатов, а еще и своих сотрудников. Сначала уволили почти тысячу человек, затем харассмент по отношению к женщинам — в 2021 году это не позволительно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Трагедия SoNNeikO: как карьера гения Доты стала мемом

Заключение

Blizzard за последние 10 лет потеряли свое место в сердцах миллионов фанатов. Они позволяли себе край негативные вещи, которые шли лишь на вред компании, сообществу, и их франшизам. Они позволили своему главному конкуренту отобрать коммерческие права на свою игру, они издевались над фанатами, не слушая их и высмеивая. Blizzard не делали ничего выдающегося, и не позволяли другим это делать. Blizzard медленно, но уверенно пришли ко дну, и их репутацию восстановить уже практически невозможно.

Материалы по теме

Microsoft запевнили, що хоча ігри Activision Blizzard і з’являться в Game Pass, але не слід боятися, що вони стануть ексклюзивами

В Microsoft розвіяли опасіння гравців щодо того, що після придбання Activision Blizzard остання всі свої наступні ігри буде робити ексклюзивно для платформи XBox.

Activision Blizzard показали геймплей майбутньої Call of Duty: Modern Warfare II. За день ролик подивилося майже три мільйони глядачів

Activision Blizzard показали геймплейний ролик майбутньої Call of Duty: Modern Warfare II. Гравець в ролі члену загону спецпідрозділу штурмує нафтодобуваючу платформу.

Diablo Immortal вийде 2 червня, але не буде доступна в Бельгії та Нідерландах через лутбокси у грі

Diablo Immortal мобільна гра від Activision Blizzard, яка має вийти вже 2 червня не вийде у Нідерландах та Бельгії через особливості місцевого законодавства, яке забороняє лутбокси. 

Понад 400 мільйонів доларів кіберспортивні команди винні Activision Blizzard

Згідно зі звітом незалежного журналіста та колишнього автора ESPN Джейкоба Вульфа, команди Overwatch League та Call of Duty League винні Activision Blizzard до 420 мільйонів доларів. Відмінною особливістю кіберспорту від Blizzard є франшизна система, за якою місця у турнірах команди мають купувати за десятки мільйонів доларів.