Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Интервью с Алексеем MagiciaN Слабухиным — о победах и поражениях на посту генерального директора HellRaisers.

В интервью вы прочитаете:

  • От SMM-щика до CEO за 5 лет.
  • Упадок CS:GO подразделения
  • Dota 2: бунтарство, Резоль и квалы на TI10
  • Маркетинг, бренд, идеи — о чем думает CEO
  • Личный телеграм-канал на посту CEO — нормально ли это?
  • Мобильный киберспорт
  • Какие слова сказал XAOC, когда передавал “бразды правления” клубом
  • Прощание

Привет! Спасибо, что согласился на интервью. Расскажи, а как ты попал в HellRaisers?

Сначала меня пригласили меня на SMM дочернего проекта, а потом уже перевели в основной. Знаешь, наверное ключ к успеху, как бы это не звучало, это то, что я каждый день сидел и что-то делал. Какие-то штуки новые узнавал. В какой-то момент я уже формально занимал место маркетингового директора, потому что отвечал за весь маркетинг в HR.

Когда ХАОС решил уйти, он предложил несколько вариантов: или искать нового человека на должность или брать готового, которому нужно обеспечить поддержку в нескольких направлениях — например финансы, моя слабая сторона.

И мне предложили попробовать. Я взял испытательный срок и у меня начала появляться некая уверенность, пришла какая-то ответственность, такая глобальная, а с ней и сила.

СЕО клуба меня назначили где-то с февраля 2019-го, я тогда летал в Катовице, где нас был разговор с Алексеем о его уходе, и я получил предложение занять мне его должность — тогда об этом даже игроки не знали.

Про HR и CS:GO

В период “смены власти” в HR проходило несколько сильных трансферов. Ты к ним имеешь отношение?

В 2019 году я присоединился как раз в тот момент, когда нужно было решафлить CS-состав. Мы понимали, что текущая “пятерка” не будет двигаться и нужно активно заниматься решафлом. В тот же момент мы смотрели разных игроков с Европы, совпала история с oskar. О доте мы тогда даже не задумывались, но она начала появляться в мыслях уже где-то летом, даже после Берлина (StarLadder Berlin Major — прим. ред.), когда мы вылетели в первой же стадии. Тогда было много планов, но никак не получалось договориться с европейскими спонсорами. В итоге было принято решение перейти полностью в СНГ.

По прошествию уже пары лет, ты понял, в чем был успех прежних составов по CS:GO?

Кажется сейчас я понимаю, на чем строился успех состава CS. И как бы это странно не звучало, но нужен был определенный конфликт. Наиболее успешными были составы, в которых работало трио Johnta, Ami и ANGE1.

Я начал думать об этом год-полтора назад. Когда была работа Карася и Lk (Александр Лемешев — бывший тренер HR). Lk был больше как советчиком, он был правой рукой Кирилла. А в прежних командах три крутых профессионала постоянно дискутировали, постоянно что-то обсуждали, приходили к общему решению — поэтому все и получалось. Происходил прогресс, когда они начинали общаться, а как мы знаем: в споре рождается истина.

Дело в отсутствии альтернативного мнения в команде?

Нет, там на самом деле много факторов было, центрирование на Кирилле не было какой-то причиной, это у меня была догадка по предыдущему составу, почему был успех. А касательно того, почему не получалось, первое: была проблема в рынке и трансфере, мы когда запрашивали цены на игроков, нам показывали просто бешеные цены.

Представь, мы заходим на СНГ-рынок, и у нас нет никакой контрактной базы, кроме Кирилла. Тогда нам называли цены от 150 до 300 тысяч, и это игроки, которых сейчас я бы оценил в 20-30 тысяч. Ну и в итоге попытались собрать из того, что было.

Разные схемы пробовали и пришли к мысли собрать молодых и опытных, отталкиваться от них.

Как происходил закат того состава по CS:GO?

Есть всегда такой стандарт в CS, что составу дается полгода, если эти люди с именами. Не так, как у Gambit Esports было, тут всегда был зазор в полгода на какую-то сыгранность, потому что это системная игра. И уже видно, есть ли будущее, видны ли перспективы.

Был дан последний шанс: если состав выйдет на “мажор” — то можно дальше двигаться. В итоге этого не произошло, и было принято решение полностью перестроить состав.

Дело в пандемии?

Да нет, пандемия не повлияла. Она началась в марте-апреле и конкретно она начала бить по рынку в апреле-июне. Что реально было сложно в 2019 году — это иметь в составе игроков из крайних регионов СНГ: Казахстана или Туркменистана. Визы были безумно дорогими.

Когда мне предлагали полный CS:GO-состав казахов, я отказал по причине нерентабельности по поездкам на LAN-ы.

Как проходил скаутинг игроков в регионе?

У нас этого не было. Когда у нас был Амиран, то они, вместе с Johnta и ANGE1, умели раскрывать этих игроков. В тот момент, когда мы пришли на рынок СНГ, была задача зайти на рынок, собрать контракты игроков, сделать стабильную базу скаутов, чтобы конкретно было все.

Был один партнер, с которым мы хотели бы сотрудничать, они делали чемпионаты и выращивали игроков, мы хотели строить не реалити-шоу, а что-то вроде NAVI Junior, только немного по-другому, там уже были готовые составы, а не игроки по отдельности.

Взять тех же Team Spirit, у них были дочерние проекты, у них достаточное количество персонала, которые занимаются скаутингом.

Существует такое понятие, как обслуживание текущих и будущих клиентов. То есть, допустим, мы собрали состав, он начинает играть. Состав играет нормально и мы можем задуматься о скаутах, которые будут искать новых игроков для “поставки” в состав. Но ты понимаешь, чтобы этого нового игрока найти и раскрыть, нужно много времени и сил. Я полностью согласен с Амираном, он мне как-то сказал: “Именно молодые игроки раскрываются по двум причинам”. Первая: это человек, который будет с ними работать. Вторая: чтобы у игрока была возможность конкурировать и играть с топовыми командами.

Эти два фактора очень решающие. Мы находили ребят в компьютерных клубах, они круто попадают, отличная реакция, но проблема в том, что их нереально сейчас запихнуть в основной состав, нужно было делать академию.

Так как же вы прощались с Ангелом, был ли его уход в Валорант сюрпризом?

Да ну знаешь все просто как-то сошлись на том, чтобы собрать состав по новой и отталкиваться от тренера, набрав молодых на перспективу. И как раз через пару месяцев у ANGE1 заканчивался контракт. И мы поняли, что текущий состав не работает и нужно что-то менять в структуре. И дальше спокойно просто разошлись.

Вы не думали оставить Кирилла, с его багажом опыта, в составе в качестве руководителя направления, тренера?

Не помню, правда, шел ли разговор об этом или нет. Но мы просто хотели попробовать другую модель, может мы и говорили про тренерство, но тогда Кирилл мог отказаться.

Правильно ли считать, что в дальнейшем ваш путь в дисциплине определялся через TsaGa?

Фактически от TsaGa и мы и строили состав. Он был тренером, которого мы искали. Мы хотели взять молодых и начать какую-то крутую историю. На горизонте появился TsaGa, мы собрали фидбек. В тот момент появились слухи, что он бил игроков и все такое. Я в итоге поговорил с несколькими людьми и узнал о ситуации. И узнал, что очень много чего просто раздуто и накручено. Было дано условие: соберешь состав, будет результат, тогда можно будет дальше говорить о тренерстве.

Почему не рассматривали других тренеров? Например, Страйкера, который делал состав для forZe в свое время?

Мы тогда даже не общались. Но в какой-то момент мы сошлись на кандидатуре TsaGa, после был разговор с тренером и капитаном. У тебя есть карт-бланш, кого ты хочешь видеть в составе. Тот состав, который мы получили на бумаге от TsaGa, получился самым идеальным и сбалансированным.

В эти полгода вы никак не вмешивались в команду?

Нет, дают полгода и не трогают. Я понимал, что нужно сыграться.

Спустя полгода результатов так и не появилось вразумительных. Более того, все было плохо. Почему продлили сотрудничество с TsaGa, если его метод не работал?

Знаешь, в этом сильная и слабая черта, я могу верить в человека до конца, что что-то получится. Через полгода мы обнаружили, что появился застой, и команда дошла до определенной планки.

Тогда я уже четко понимал что нужно или менять что-то в подходе, или менять игроков. В общем хоть что-то. И дальше мы уже начали рассматривать разные варианты замены игроков или подхода. Мы понимали, что надо выращивать молодого капитана.

На перспективе был ProbLeM. Мы пробовали разных снайперов, мы также долго не могли договориться с anarkez. Или подтвердили условия, но до конца не смогли договориться. Потом начали пробовать других игроков. У одного уже тест в другую команду, у еще одного уже контракт — вот с чем мы столкнулись.

Мы поняли, что история с CS нам не очень интересна, и временно вышли с CS:GO и начали смотреть другие варианты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Большое интервью с jR: роспуск HellRaisers, победа на FPL, перспективы перехода в Valorant

jR играет в Onyx — это был трансфер?

Нет, я сам выставлял игроков на трансфер, смотрел заинтересованность рынка. Дальше если мы видим что рынок пустует неделю-две, то мы игрока отпускали. Мы тогда с JR так и договорились.

Окей, состав забуксовал, что было дальше?

Когда мы поняли, что ставка на TsaGa не сыграла, вообще задумались, а есть ли нам смысл в этом сезоне что-то делать. Я смотрел на это все как на бизнес модель. Если состав стоит X по зарплате, потом еще X стоит буткемп, то в итоге единственный вариант монетизации тир-2/3 сцены — это выход на мажор и получение стикеров. Другого пути нет для такого уровня, для тир-1 то понятно там призовые всякие программы и прочее. Но для тир-2/3 команд другое.

А какой уровень зарплат в нашем регионе?

В СНГ зарплаты колеблются от $500 до $4000 в зависимости от организации и это тир-2 коллектив.

Много организаций строят зарплату в зависимости от HLTV, от успешных игр на турнирах, РМР и потом игроки еще получают бонусы.

Это не совсем формальный вопрос, но не стыдно ли тебе перед фанатами клуба за то, как все обернулось с CS:GO в конце концов?

Вообще не стыдно. Если работать по принципу историй и каких-то там номинальных значений, то бизнес не построить. Многие забывают тот момент, что киберспорт — это клубы и бизнес.

Если бы я делал все, что говорят фанаты, я не знаю где бы мы оказались, честно.
В какой-то момент рассматривали другие дисциплины. Я сейчас понимаю, что CS:GO крутой, если ты находишься на тир-1 уровне. На тир-2/3 уровне бизнес модели нет, там рынок трансферов не двигается, призовых меньше.

Про HR и Dota 2

Правильно ли считать, что ты сам — “дотер”?

Да. Я больше “дотер”, разбираюсь в дисциплине лучше, чем в CS. К примеру, когда происходили какие-то сборы игроков, я не совсем улавливал их логику и не мог это аргументировать. Но когда дотеры обсуждали, почему они что-то сделали и почему, я мог высказать свое мнение.

Когда история с CS:GO стала меньше про результат и больше про перспективы — тогда вы начали смотреть в Доту, верно?

Это бизнес модель обычная. В какой-то момент я понял, что маркетинг очень важен для спортивных организаций, так же как и результаты.

Потому что спортивные результаты — это хрупкое понятие и ставить все на них очень сложно. Тем более есть партнёры, которым нужны результаты. Так мы поняли, что нужно качать Доту, она очень подходила для разгона аудитории, там больше комьюнити, которое активно следит за игрой, генерирует контент.

CS — это более официальное и классическое. Мы в какой-то момент поняли, что в Доте можно классно строить историю. Конечно, мы думали о других дисциплинах, которые я смотрел параллельно (например LoL), но все сводилось к партнерским отношениям и цифрам. От этого все и отталкивалось.

Все началось с 2020 года. В этот момент головой понимали, что офлайн ничего не будет и нужно занимать онлайн-пространство.

И в какой-то момент мы поняли, что нужно усилиться, после чего к нам присоединилась Таня Кузьменко, которая ранее работала в NaVi маркетологом, и Яна B2ru с разницей в неделю.

В этот же момент мы поменяли стратегию по партнерам и видео-контенту. Мы перестали говорить только про клуб, захватывали более широкие темы. И это начало работать.

Также Таня проделала много работы, она построила нам отличную партнерскую историю. И заключила через несколько месяцев пару контрактов.

А сколько стоит партнерский пакет?

По финансовым цифрам озвучивать не буду. Финансы — это интимная тема. И в принципе то, что мы подписали 3-х партнеров — было уже очень круто, но нужно было идти дальше.

Я так понимаю, что костяк актуального ростера строился вокруг Фоминка или были и другие ключевые пункты?

Тогда было просто — мы встретили Resolut1on, и у меня была ставка на него, как на капитана. У него были амбиции и цели, хотя он и никогда не был капитаном. Были варианты: подписать готовый состав или поставить на Resolut1on — мы на него и поставили.

В доте постоянно нужно решафлить состав, при этом решафлы уже всем надоели. Нам нужно было сделать пару точечных замен — так появился Бакыт, с которым Рома играл. Он сказал: «Всё, я хочу играть с ним!». Да и у них с Лилом были одинаковые видения игры.

В итоге мы поняли, что это был лучший вариант и они начали потихоньку стрелять. Понятно, не дотянули на квалах, но то, что было и то, что стало — это нереальный прогресс.

За что тебе в Доте обиднее всего?

Наверно, больше всего обидно за первый состав. У нас были Фанник, Ханни – это те люди, которые усердные, работающие. Были составы с Никсом и Лилом, которые по психотипу как бунтари. И у нас была вот такая цель собрать бунтарей, которые в момент спора могут договориться, это была такая прикольная гипотеза.

Мы честно пытались все это дело совместить, но в итоге не пошло и вот этот период в конце 2020 года я считаю самым провальным.

Возвращаясь к недавним событиям, когда команда вылетела с отборочных на TI10, ты понимал, что тебя попросят уйти из клуба?

Честно скажу, между вылетом парней из квалификаций и на моим уходом из HR нет никакой взаимосвязи.

Про HR и несбывшиеся планы

Во время твоего “правления” в HellRaisers пережила очень важную перезагрузку — смену логотипа. Как ты оцениваешь это событие сейчас?

Это самый лучший кейс который случился со мной на посту СЕО. Самый большой показатель для меня, это когда проходит год, и все равно ребрендинг обсуждают с той или иной стороны, про него генерируют мемы, его обсуждают.

Часто за неделю-две уже все забывают, если ты спросишь как выглядел логотип клуба год назад, его не вспомнят, не поймут. А наш логотип постоянно обсуждается.

Для меня всегда был показатель, это кто-то про что-то говорит. Вот пример: Есть Трамп — самый популярный президент за историю США, потому что про него всегда скажут или его сильно любят или ненавидят.

Сначала, я смотрел кому-то зашло, кому-то нет. А вот когда через полгода люди продолжают об этом писать — это успех.

А что насчет мобильных игр? По последним отчетам, что я видел их популярность в десятки раз больше привычных нам дисциплин.

Мы рассматривали возможность вхождения в мобильные дисциплины, я разбирался как это все работает.

Мобильный гейминг – это как рулетка, если сейчас подписать кого-то, то это либо сильно выстрелит и организация войдет в историю, как в свое время это сделали Fnatic и NiP.

И такое же может быть в мобильном киберспорте. Рынок растет и все увеличивается, но тут вопрос, насколько выгодно клубу из условного тир-3 вообще находится в мобильном гейминге. В перспективе нормально открывать состав только с прицелом на тир-1 уровень.

Если бы у тебя была возможность начать с начала, то в какие бы дисциплины ты целился?

Если бы сейчас строилась организация вот прям с нуля с большим капиталом, то я бы точно не заходил бы в игры от Valve.

Вот например игры от Riot. Все эти игры идут как паровоз, и они понимают логику. Dota 2 и CS держатся исторически, и некоторым партнерам CS просто нужен. Или он просто привлекательный.

Вот обидно в какой-то момент, когда я был СЕО, то мы не зашли в несколько дисциплин. Типа там R6 или Overwatch, если бы мы понимали перспективу на рынке раньше, все было бы хорошо сейчас.

Но если смотреть прям на далекую перспективу, я бы смотрел на Riot и mobile gaming.

Не могу не заметить, что в твоё время на посту HR ты отрастил неплохой себе телеграм-канал. Как человек, занятый в контенте, скажу, что мне было бы обидно, если бы я работал в HR, а такие вкусные и дельные посты проходили мимо клуба.

Знаешь, конфликтов никаких не было. Интересный комментарий, мы когда начали работать с пиаром в августе, мы в принципе понимали, что нам нужно выходить на украинскую бизнес-аудиторию. Самая верная стратегия была использовать меня, как говорящую голову компании.

Но в моем понимании в клубе может быть один человек, который “говорит с народом”, будь то СЕО, или еще кто-то. Второй момент: это публиковать какие-то моменты, записи к себе, те же самые инсайды на канал. Я там генерировал какие-то комментарии, а мысли выливал в телеграм.

Я понял, что нужно вести личный бренд и прикольно было бы завести телеграм-канал. Причем самое забавное, был какой-то блог или интервью, мне написали ребята, зачем ты пошел в СМИ, чего ты не создаешь свой канал. И тебя будут смотреть там. А я такой: та зачем, та кому это интересно?

У нас по пиару такая стратегия и была, что я рассказываю от себя, что происходит в HR, потому что людям нужен проводник в эту историю. И на самом деле, яркий пример — ZEUS.

Потому что когда все игроки отказывались генерировать контент и снимать закулисье, он был тот, который брал камеру и рассказывал о NAVI и о других игроках от себя. Он красавчик, который выстроил свой личный бренд в киберспорте.

Не могу не вспомнить о вашей линейке украинского мерча. Было круто. Откуда родилась идея?

В этом и была стратегия, что мы заходим на локальный рынок. На тот момент была такая ситуация, что киберспорт в Украине это — NAVI. И задача была запустить компании по пиару и показать, что в Украине есть не только NAVI, а еще и HR, и с нами можно работать и создавать прикольные проекты.

Вы не думали заколабиться с кем-то из местных. С той же UPEA?

Нет, для меня история с федерациями или ассоциациями – это совсем другое, клубы отдельно и федерации отдельно. У меня была идея делать проекты с футбольными клубами, с тикток-хаусами…

Самые популярные киберспортивные клубы в мире не используют типичные спортивные форматы, а уходят в блогосферу и работу с инфлюенсерами. Реально ли так сделать в нашем регионе?

Очень даже! Вся эта история с FaZe и TSM жизнеспособна и я задумывался об этом. Я думал, если у нас не идет киберспортивное направление, то нужно будет сделать как FaZe только в СНГ.

Знаешь в какой-то момент киберспорт начал терять важность LAN’ов, компаниям не так нужны футболки. Раньше мы когда подписывали партнёров, всегда были разговоры о футболках, где будет логотип, какой размер и в этом духе. Сейчас такого нет.

Все, что утверждается, это интеграции, посты, видео-контент. И так далее.

И все же, почему ты ушел?

Если закрыть эту историю и не копаться в ней, то причина моего ухода была простая: я ушел к новым целям, новым амбициям, новой истории. Здесь нет всякой грязной истории или чего-то подобного.

У меня сейчас вопрос, хочу ли я сейчас оставаться в киберспорте или нет.

Ты был хорошим СЕО? Я понимаю, что вопрос очень провокационный, но все же.

Он и провокационный, и хороший. Я так скажу: я не краснею за то, что я сделал. Я горжусь этими решениями и действиями. Вышло, как вышло, было много крутых моментов, было много провалов, поражений, успехов – это реально опыт, который запомнится мне надолго.

Знаешь, я на самом деле бы сказал так, как сказал ХАОС при вводе в должность “Этот период работы в HR многому научит”. И через полгода я пришел к нему и говорю: «Извини Леха, что не понимал тебя, когда мы работали».

Когда Леша принимал те или иные решения, я не понимал. И потом, когда проходит полгода, я понимаю, что начинаю мыслить, как ХАОС, понимаю его логику полностью.

Наше интервью подошло к концу. Спасибо тебе огромное, что ты нашел время поговорить. Полагаю, сейчас тот самый момент, когда передают “приветы”. Хочешь поставить точку?

Есть такая мемная фраза: «Семья HR с тобой навсегда. Это то, что идет с тобой до конца». Я искренне благодарен фанатам, которые прошли через огромную боль в моменты решафлов. Самое приятное это, конечно, победы. После таких поражений эти победы становятся еще слаще. Респект тем, кто был от начала до конца с нами.

Материалы по теме

V‑Gaming стала победителем турнира Dota 2 Champions League 2021 S3

V-Gaming со счетом 3:0 всухую обыграла команду HellRaisers в гранд-финале Dota 2 Champions League 2021 Season 3. За первое место казахи получили 25 тысяч долларов, а HellRaisers в свою очередь — 10 тысяч долларов за второе место.

HellRaisers сыграют с V-Gaming в гранд-финале D2CL S3

0

Команда Даниила Dendi Ишутина проиграла новому стаку HellRaisers в финале нижней сетки Dota 2 Champions League 2021 Season 3 со счетом 2:1. Теперь HellRaisers проходят в гранд-финал, где сразятся с V-Gaming.

NS поставил на победу B8 Esports над HellRaisers в финале нижней сетке на D2CL S3

0

Сегодня в 18:00 по Киеву между собой сразятся HellRaisers и B8 в финале нижней сетки Dota 2 Champions League 2021 Season 3. Аналитик и стример в сфере дота 2 Ярослав NS Кузнецов бесспорно верит в винстрик команды Даниила Dendi Ишутина, и даже залил ставку на победу.

Матч дня. B8 Esports против HellRaisers на Dota 2 CL 2021 S3 — прямая трансляция

Сегодня в 18:00 по Киеву между собой сразятся HellRaisers и B8 в финале нижней сетки Dota 2 Champions League 2021 Season 3. Команда, которая выиграет в этой схватке, будет иметь честь бороться за титул победителя в гранд-финале с V-Gaming.