Алексей yXo Малецкий – о своем пути в киберспорт от соседской приставки и первого комьютера до одного из самых хайповых CS:GO комментаторов в СНГ.
- Почему отпраздновал День Рождения на работе?
- Знакомство с киберспортом
- Приставка в конце 80-ых; компьютер в начале 90-ых
- Учеба в университете и почему она не понадобилась
- О киберпортивных путешествиях по миру
- Первая киберспортивная зарплата
- Уход из киберспорта – работа в Дубаи
- Начало карьеры комментатора
- Valorant – не альтернатива CS:GO? Отвечает yXo7
- Мнение Алексея о командах NCL
- Разочарование в традиционном спорте
- Комментирование на украинском
– Весной у тебя был день рождения. 39 лет – значительная дата. Как отпраздновал?
– Я праздновал на работе, у нас был турнир. Давно хотел свой день рождения встретить таким образом.
– Чем продиктовано, если не секрет?
– Я просто очень люблю свою работу. И сама по себе WePlay! Esports – это компания, в которой меня любят и уважают. И встретить день рождения здесь – для меня в какой-то степени почетно. Что касается самого дня рождения, то опять же, сейчас карантин, и у меня было немного вариантов. Вечером предложил жене, куда мы можем поехать и погулять, провести время с детьми. Место палить не буду, а то туда ринет толпа. Даже если бы не было карантина, я бы максимум посидел с друзьями, выпил пива. А что касается встречи на работе, то я видел, как нескольким людям из студии заносили торт, поздравляли с днем рождения. Я подумал: “О, класс. Крутяк. Меня тоже могут так поздравить. Вероятность большая”. Поэтому хотелось таких эмоций. В принципе, я доволен. Это главное.
– В каком возрасте ты познакомился с киберспортом?
– В 20. Прикол в том, что, получается, я уже очень поздно зашел в киберспорт. В командах я всегда был старше всех. И самый ответственный, наверное. Ну получалось так: если ты старший, значит ты самый ответственный. К тому же я всегда был капитаном. Еще Сергей “Mummy” Воронков был плюс-минус моего возраста, но в большинстве случаев всю ответственность приходилось брать на себя. И когда появились команды, стало очевидно, что я опытнее других и по-другому смотрю на вещи.
Знаешь, иногда люди не любят брать на себя ответственность. Где-то у меня не было выбора, и я проявлял инициативу, а где-то меня это подстегивало: мое слово, мое желание, мой посыл должны подкрепляться какими-то действиями. Соответственно, ты – самый старший, значит ты и возьмешь на себя ответственность. Когда я пришел играть, мне было уже 20 лет, а это для киберспорта уже достаточно поздно. Но даже сейчас в 22-23 года человек может достаточно наиграть и иметь высокие достижения.
– Видел поздравительную фотографию, которую тебе в Twitter отправил Дмитрий “hooch” Богданов? Откуда она?
– Да, видел. Это 2003 год, мы к тому времени были уже командой, которая о себе заявила: офис, спонсоры…. Декабрь, если я не ошибаюсь. Мы приехали в Москву на турнир с хорошим призовым фондом (за первое место, по-моему, давали три тысячи долларов). До этого ездили в Литву на турнир, где нас кинули на деньги. Там мы выиграли соревнование и должны были получить 700 евро, но дали всего 100. Сказали: “Чел, ты не заслужил”. Соответственно, приехав в Москву, мы были злые. Нам очень хотелось показать результат и выиграть. Плюс Москва всегда была по CS на голову выше по всему, в том числе по условиям проведения ивентов. Там же был и анонс Virtus.pro, весь этот хайп. В общем, произошел ряд событий, которые повысили мотивацию и заставили нас выиграть этот турнир, что мы в конечном счете и сделали. Очень достойно выступили и заявили о себе на весь СНГ.
– Я привык задавать этот вопрос молодым киберспортсменам, но в твои времена киберспорт был еще менее развит. Как ты объяснял своим близким, что ты занимаешься киберспортом и это – твой main?
– Вопрос довольно глубокий и выходит за рамки киберспорта. Ответ на него скорее уходит корнями где-то к 1989 году, и не заключается в киберспорте. Еще в 1986-1987 гг. я стучался в чужие двери, и говорил: “Откройте, пожалуйста. Можно я у вас поиграю?” И ходил к соседу играть на черно-белой приставке, на которой два прямоугольничка отбивают квадратик друг от друга. А в 1989-1990 гг. в кинотеатре “Братислава” были компьютеры с кассетами и аренда 10 минут – 10 копеек. А там уже игры были более продвинутые: скакалки, бродилки. Понятно, что все с графикой на уровне 8-битной приставки. И на тот момент этим практически никто из моего окружения этим не увлекался. Единицы. На всю школу у меня был только один “корефан”, который разделял эту страсть. И потом моя мама примерно в 1991–1992 году купила домой компьютер. Видимо, она увидела какой-то потенциал в компьютерах. Всё это долго было частью моей истории – приходилось объяснять и рассказывать людям что такое компьютер. Меня называли компьютерным гением, хакером. Ни у кого из знакомых компьютера тогда не было. Каждый раз, когда я что-то себе подключал, приобретал новый ПК и так далее, мне говорили: “Ты сумасшедший? Чем ты занимаешься? Это все бред”, – и т.д.
В начале двухтысячных появился киберспорт, а я поступил в университет. Там я познакомился с людьми, у которых тоже был ПК, но они все равно не понимали, чем я занимаюсь. Для них это было странно: в чем прикол, когда команды в клубе сидят и играют друг с другом. От мамы “хейта” никогда не было, она вообще не особо следила за тем, как я учусь. С батей отношения были натянутые, они с мамой были разведены, я его редко видел. Для него это всегда были чертики в телевизоре какие-то. В общем, всегда приходилось доказывать то, что ты не баран, и интернет – это очень крутая штука, в которой много всего.
На тот момент не было ни YouTube, ни соцсетей, но можно было качать музыку, хоть и долго и нудно, и в игры какие-то играть, чаще всего на дисках с Петровки. А мама то ли закрывала на какие-то вещи глаза, то ли не видела. И я активно “шпилил”. Минск, Москва, Литва, Латвия. Ездил и ездил, и нормально. Университет я как-то кое-как проходил. Высшее образование, к сожалению, прошло мимо меня, но, с другой стороны, я сейчас тоже понимаю, что пять лет можно потратить просто в никуда. Надо очень серьезно подходить к выбору тех знаний, которые ты хочешь получить, и понять, готов ли ты потратить на это пять лет. Но это уже другой вопрос.
– Какое именно образование было? Тебе как-то понадобились те знания в жизни?
– Нет, вообще не понадобились. Сначала я был на факультете “Технологічне обладнання та системи управління”, специальность – промышленная микроэлектроника. Куча страшных предметов типа вакуумной электроники, теоретической механики. В общем, это был самый сложный факультет, и на кафедре были самые жесткие специалисты. Понятно, что в начале двухтысячных еще преподавали по методичке семидесятых годов. В целом было очень непросто. А потом я перевелся на экономический, в другой университет, и получал диплом уже там. Специальность – менеджер-организатор в социальной сфере. В итоге получилось так, случайно, что я отработал “почти” специалистом 7 лет, на позиции менеджер-экспедитор. Но, опять же, полученные в университете знания я никак не могу связать с тем, что получил в жизни. Чтобы сказать, что какие-то знания в университете я использовал в работе? Абсолютно нет.
– Когда была твоя первая киберспортивная зарплата?
– У меня была девушка, которая пыталась как-то продать киберспорт журналу про электронику “E-Mobile”, где она работала. И каким-то образом выбила там бюджет, и нам платили зарплату по 50 грн в день. Платили, когда мы тренировались к WCG в 2005 году. В составе были я, Александр “ZeroGravity” Кохановский, Алексей “Bob” Кучменко, Михаил “sprut1k” Селецкий и Вадим “s0n1c” Белоусько. И у нас была зарплата на протяжении, может, пары месяцев. Совершенно сумасшедшие деньги на то время. Хватало на все. И это была единственная зарплата, которую я вообще когда-то получал в киберспорте. Постоянной зарплаты никогда не было. Я скорее играл просто за призовые. И в какой-то момент, в 26-27 лет, когда было понятно, что киберспорт не приносит денег даже на нормальную жизнь, стало ясно, что надо заканчивать. Я уже устроился на работу тогда, хотя, после работы все еще приезжал в ASUS Cyberzone и тренировался.
– Где ты работал?
– С 2006-2007 года я пошел в компанию к своей маме, она была там руководителем. Не могу сказать, что ощущал там какие-то особые преференции. Они в целом были, но я не чувствовал себя частью семейного бизнеса, что мог бы в будущем получить какую-то долю и зарабатывать от этого предприятия. Так что перспектив не было, управлял компанией в большей степени мамин муж. Я там проработал семь лет. По деньгам было неплохо, но, опять же, долго сидеть там было нельзя. Ввиду моего характера – не терплю глупости. Я могу дать очень много времени человеку, но, если вижу, что много глупости, и она никак не компенсируется… Развития не было.
– В какой момент ты ушел из компании? Что стало последней каплей?
– Мне предложили уехать для развития компании. Я подумал, что нужно попробовать: новый шаг, новый вызов. Была отдельная компания в Дубае, ей нужен был нужен человек, который ведет первичную бухгалтерию, документацию, управляет счетами, заключает договоры, в том числе с экспортерами. Много всего и достаточно ответственно. Зарплата была хорошей, но надо было уезжать без семьи. А моя жена на тот момент была беременна. Через месяц после отъезда у меня родился второй сын. Возникли проблемы с тем, чтобы вернуться на период родов. Опять же, бизнес семейный, но когда нужно какая-то человеческая помощь в решении проблем, бытовых историй, мне навстречу не шли. Мама как-то пыталась балансировать мои интересы и интересы компании, но все переплеталось и было тяжело. Плюс начался Майдан (Революция Достоинства 2013-14 года – прим.ред). До мая я жил в Дубае. Ничего хорошего в этом не было, но опыт я приобрел.
В какой-то момент понял, что деньги не главное. Хотя, конечно, все зависит от обстоятельств. И я поставил вопрос так, что-либо мне надо привозить семью сюда, либо я уезжаю. Мне дали понять, что там нужна собака на привязи, чтобы человек сидел в Дубае все время. Я понял, что это невозможно. Зарплату мне тоже не поднимали, чтобы я мог перевезти семью. В общем, были варианты, но мне сказали “нет”. И тогда я понял, что не хочу возвращаться в Киев, в офис, на классическую в моем понимании работу. И я приехал в Киев, сказал жене: “Ты не против, если я попробую в покер?” А я поигрывал в покер раньше, у меня даже были какие-то промежуточные результаты. В общей сложности, где-то два года я играл в покер. Я понял, что не могу работать в офисе. Меня вводило в уныние сидеть с 09:00 до 17:00, при том, что часто работы не было, процессы в большей степени происходили по телефону, но компания требовала, чтобы я постоянно был в офисе. Вопрос тут даже не в возрасте. Да, я задавал себе вопросы – “что у меня есть?”, “что я имею?”. Я решил попробовать покер.
– Как человек, которому уже за тридцать, приходит к мысли о том, что ему нужно комментировать киберспортивные турниры?
– Все приходит постепенно. Во-первых, я еще в 2011-2012 году стримил на own3d.tv. Я стримил CS:GO, а Виталий “v1lat” Волочай – Доту. Стримил на свой канал, но для сайта NAVI. И когда я какое-то время играл в покер, то понял, что надо искать еще возможность для заработка, потому что так тяжело. Ты асоциализируешься, нет никакого общения, нет коллектива, а мне всегда нравилось работать с людьми. И когда у нас была Storm Studio, я написал или позвонил ZeroGravity и спросил: “Комментаторы нужны?” Я же раньше стримил, шарю, все дела. Он говорит: ”Да, набери Олега “prb” Булавко, он тебе скажет”. И стримил. Много стримил ночью, Азию, всякие рофлотурики. Набирался опыта.
В чате писали: “Уберите этого школьника от микрофона”, а я сразу влетел с двух ног и начал поливать игроков, как я умею. Без хейта, но с постоянным акцентом на какие-то фейлы, ошибки. Понятно, что люди хейтили. А потом, конечно, со временем это все переросло в любовь. И сейчас в личку все время пишут: “Когда же ты вернешься?” Приятно. Я не комментировал тир-1 CS полтора года, а люди все продолжали писать. Удивительно, но это правда.
– С мамой у тебя сейчас какие отношения?
– Нормальные. Много вещей изменилось. Были не очень хорошие отношения, было тяжело, много навязывала мне свое мнение. Прошло время, и я себя реализовал отдельно от нее. Это было важно. И сейчас она по-другому смотрит на меня, и я, соответственно, веду себя по-другому. Нет такого, что я что-то недоговариваю. Говорю ей все “в лоб”, не скрываю. Постоянно делюсь тем, что я думаю, и заставляю ее себя уважать. Я же понимаю, что это человек, который прожил жизнь и имеет какой-то опыт. Исходя из этого, я могу говорить то, что думаю.
– Исходя из нашего разговора, я так понял, что некоторых действий своей мамы по отношению к себе в молодости ты не одобряешь. И ясно, что многое ты поменял в воспитании собственных детей. Но что ты перенял у матери в плане воспитания?
– Ничего. Абсолютно другой опыт, другая история. Тут, скорее, сыграло роль то, что мой отец довольно рано умер. Ему был 41 год. Я, не получив позитивного влияния от отца и не прочувствовав полноценную семью во время взросления, уже через призму этого свою новую семью и отношения с детьми выстраиваю по-другому. Я уже прошел тот этап, когда думал, что моя мать – плохая и сделала недостаточно много для меня. Сейчас я ее не обвиняю. Я это переоценил, переосмыслил, перерос. Я понимаю, что ее жизнь была намного сложнее, чем моя, и есть. Как и многих в тот период времени.
– Ты давал большое интервью нашему порталу около года назад. В нем ты сказал, что у CS:GO нет альтернативы. Прошел год – и у CS:GO очень такая неплохая альтернатива нарисовывается в виде VALORANT. Что скажешь об этом?
– Очень рано говорить об этом. Это точно не альтернатива CS:GO. Новая игра возьмет часть аудитории, потом некоторые люди останутся там, а некоторые вернутся в CS. CS:GO уже много лет не теряет в популярности, от слова “совсем”. Был момент, когда онлайн упал до 500 тыс., и я даже начинал волноваться. Один раз я пережил смерть Counter-Strike, и не выдержал бы этого второй раз, когда я уже топовый комментатор, работаю на важных матчах.
Вернемся к VALORANT… Альтернатива? Это смешно. Игра скорее “отожмет” аудиторию у какого-то Overwatch. Что из позитива там? Слышал, разработчики утверждали, что она будет идти на слабых компах. Насчет активных способностей, я к ним отношусь хорошо, потому что много играл в новый Quake. И там эта тема с “абилкми” отлично зашла, при том, что Quake – это классический шутер. Игра не взлетела по другим причинам. В том числе, как мне кажется, из-за безалаберности разработчиков. Поэтому у CS не появится альтернативы никогда. Забудьте об этом. Этого не будет.
Еще многое зависит от Riot Games – от разработчика зависит все. Например, PUBG-разработчик трудится над продуктом, добавляет какие-то фишечки, карты, но онлайн падает. Падает, потому что есть какие-то другие альтернативы. Чтобы VALORANT отобрал 300 тысяч людей у Counter-Strike, должно совпасть очень много вещей. А так игра выглядит симпатично, но есть какие-то смешные и глупые моменты. Невозможно придумать игру, которая превзойдет Counter-Strike. Потому что Counter-Strike – это симбиоз всего. Маленькие несложные карты, понятный и простой геймплей. Сейчас дисциплина уже настолько старая и известная, что организовываются корпоративные турниры, футболисты на карантине играют в CS. Counter-Strike – это уже как слово нарицательное. Это уже как Шумахер. Поэтому, он будет жить очень долго.
– Попсовая тема, но хотелось бы с тобой ее обсудить. Counter–Strike сейчас переживает свой третий, четвертый ренессанс. Почему Counter–Strike сейчас переживает эту пору?
– Наверное, потому что игра проходит испытание временем. Плюс она достаточно доступна и бесплатна. Растет аудитория. Те люди, которые играли раньше и выросли, продолжают играть, при этом появляются новые игроки. Мои дети недавно выфармили все скины, всю Операцию. Хотя я им ничего не говорил, у них то Fotrnite, то Minecraft. Люди, которые слышали про компьютерную игру, скорее, слышали про Counter-Strike, чем про Call Of Duty или PUBG. Именно потому, что у игры есть история, турниры и популярные команды из нашего региона. Плюс зимой онлайн всегда растет. Плюс коронавирус тоже заставляет проводить больше времени дома.
– Недавно мы разговаривали о любительском киберспорте с Юрием “Strike” Терещенко. И о том, что киберспорт в нулевых, по сравнению с нынешним, – это все любительский киберспорт. Но проблема в том, что, по моему субъективному мнению, Strike был слишком молод тогда, чтобы дать объективную оценку. Он был очевидцем и участником, но ты наблюдал за всем этим “сверху”. Ты был про-игроком, но при этом достаточно зрелым для того, чтобы не впадать в раж по поводу этого всего. Украинский любительский киберспорт нулевых – как бы ты его охарактеризовал?
– Вот это ты зря. Я считаю, что Strike в этом плане тоже может быть достаточно компетентен. Да, он младше меня, но Counter-Strike был игрой энтузиастов. И турниры проводили энтузиасты, и партнеров старались искать энтузиасты, и сами игроки такими были. Я тебе честно скажу, реально в году был один турнир, за счет которого ты можешь поехать за границу. Потом появилась серия ASUS, которая давала через два турнира в сезон стимул поехать в Москву на большой гранд-финал и даже поднять там денег. Все очень долго работало на энтузиазме. Мотивация фактически у тебя какая? Быть топ-1 в стране, чтобы выиграть квалы на WCG и поехать за границу. Как я, когда поехал в 2004 году в Сан-Франциско. Это достаточно серьезная мотивация.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Все началось с проигрыша женской команде». Большое интервью со Strike о «подвальном киберспорте нулевых», NAVI и феномене CS:GO
Плюс были какие-то локальные турниры, со временем они развивались. В общем, это всё энтузиазм. Какие-то единичные герои, единичные личности, которые все это продвигали за счет желания. Существовала субкультура людей, которые тупо сидят в подвале, “шпилят” на водичку. Все реально так и было. Я могу сказать любому киберспортсмену, что благодаря таким, как я, и как другие энтузиасты (тот же Кохановский, тот же Евгений Золотарев), благодаря тем же Данилу “Zeus” Тесленко и Иоанну “Edward” Сухареву киберспорт просто жил.
Всё то, что есть сейчас, у нас благодаря голому энтузиазму в то время. Это было не только у нас, это было и в России, и в других странах. Всё это сохранилось и выжило только благодаря энтузиазму людей, организаторов в том числе. Призовой часто формировался вообще из взносов. И те цифры, которые тогда были… Опять же, вспоминаю 2001 год, региональную квалификацию по Киеву на WCG – там было 84 команды. Это просто непостижимая уму цифра. Сейчас в онлайне у Геннадия “Vegas” Веселкова на NCL около шестидесяти собирается.
– Как раз хотел тебя спросить. Из комментаторов, которые освещали миноры и мажоры NCL при поддержке Logitech и Parimatch, ты, наверное, откомментировал больше всех. Можешь оценить уровень игроков топ-10 команд лиги?
–Из всех турниров, которые я смотрел, всегда были одна-две команды из крепких полупрофессионалов (смеется). Классно. Я приятно удивлен, что есть достаточно большое количество игроков. Единственное, что хотелось бы им всем дать возможность развиваться и попадать дальше в какие-то команды. Для этого нужно, чтобы организации участвовали в процессе, как NAVI со своим составом Junior.
Опять же, мне кажется, со временем киберспорт будет “отжирать” свою аудиторию. Это даже сейчас видно. Видно, что всё больше и больше людей играет. Традиционный спорт – это вообще скучно.
Я не смотрю футбол уже лет пять. Раньше хотя бы смотрел полуфиналы и финалы Лиги чемпионов. Футбол меня разочаровал. CS намного динамичнее, интереснее. Сидишь – и понимаешь, в чем напряжение. А футбол сидишь, смотришь – так скучно смотреть, такие медленные они. Понятно, что есть топовые команды, есть топовые игроки, футбол прогрессирует. Но я просто не могу… Если бы я выбирал, что комментировать, это был бы хоккей или американский баскетбол. Динамичные игры. Традиционные виды спорта со временем будут отмирать. Это уже сейчас, мне кажется, должно быть очевидно. Просто должно пройти время.
– А почему тебе не кажется, что в будущем спорт не вымрет, а киберспорт просто диверсифицируется? Мы не будем говорить о киберспорте как о едином целом, а будем говорить отдельно о Доте, CS. Какие-то из дисциплин, надеюсь, станут равнозначными традиционным видам спорта.
– Тут многое зависит от технологий. Потому что технологии будут развиваться. Хотя сейчас всё очень медленно. Вообще человечество развивается очень медленно и очень примитивно. Киберспорту есть куда развиваться, обычному спорту – нет. Вот и всё. Не знаю, футбол, наверное, не вымрет. Игра номер один не просто так. Но я смотрю – скучное зрелище. Особенно когда чуваки симулируют, судьи руинят катки и т.д.
– В завершение нашего интервью я хотел бы спросить у тебя о комментировании на украинском. Ты к этому шел относительно долго, но недавно с WePlay! вы прямо официально запустили украиноязычную трансляцию. Я твой комментарий так и не выложил, напомню читателям, что студия WePlay! делала официальную украиноязычную студию аналитики на WePlay! Mad Moon, WePlay! Bukovel Minor и даже на WeSave! Charity Play. Как вы вообще пришли к этой идее?
– Существовал запрос от потенциального партнера. Возможно, компанией еще до этого были отмечены и мои попытки и желание. Тут еще вопрос в том, как это можно окупить, и как партнер покрывает затраты на организацию каста. Я, конечно, поддержал. В Буковеле были очень тяжелые эфиры, особенно вначале. Я еще и заболел. Было непросто, но круто. За тот каст я получил много опыта.
Конечно, хотелось бы, чтобы было больше украиноязычного каста. Нужно, чтобы инфлюенсеры в киберспорте это поддерживали. Сейчас получается, что украинские ребята работают исключительно на русскоязычную аудиторию. Как и я, например. Меня же в CS всё равно ставят на русскоязычный каст. То есть тут просто такой процесс, который надо поддерживать и развивать. Исключительно для того, чтобы популяризировать сам украиноязычный каст.
– Спасибо большое за интервью. Желаю здоровья вашей семье. Тебе – чистого голоса и хорошего настроения. Напоследок: будет ли какой-нибудь shout out нашим читателям?
– Пожелания тут в текущей ситуации только одни: быть здоровым. Стараться себя максимально изолировать в этот период времени. Хочу пожелать здорового оптимизма и веры в то, что всё будет хорошо. Что каждому из нас нужно просто следить за своим здоровьем и жить как можно дольше. Ну и не унывать, искать всегда возможности для развития. Желаю находить самих себя как можно чаще, как можно больше, и в как можно более широком диапазоне всех возможных занятий. Хай вам щастить!
– І будьте здорові!
– Да.