Мой кабинет

Для активации аккаунта, перейдите по ссылке, отправленной на Ваш электронный адрес

При изменении почты на Ваш текущий адрес будет отправлено письмо для подтверждения изменения.
Новый адрес не будет активирован до подтверждения со старого адреса.
Выйти

Алексей yXo Малецкий — о своем пути в киберспорт от соседской приставки и первого комьютера до одного из самых хайповых CS:GO комментаторов в СНГ.

  • Почему отпраздновал День Рождения на работе?
  • Знакомство с киберспортом
  • Приставка в конце 80-ых; компьютер в начале 90-ых
  • Учеба в университете и почему она не понадобилась
  • О киберпортивных путешествиях по миру
  • Первая киберспортивная зарплата
  • Уход из киберспорта — работа в Дубаи
  • Начало карьеры комментатора
  • Valorant — не альтернатива CS:GO? Отвечает yXo7
  • Мнение Алексея о командах NCL
  • Разочарование в традиционном спорте
  • Комментирование на украинском

– Весной у тебя был день рождения. 39 лет – значительная дата. Как отпраздновал?

– Я праздновал на работе, у нас был турнир. Давно хотел свой день рождения встретить таким образом.

– Чем продиктовано, если не секрет?

– Я просто очень люблю свою работу. И сама по себе WePlay! Esports – это компания, в которой меня любят и уважают. И встретить день рождения здесь – для меня в какой-то степени почетно. Что касается самого дня рождения, то опять же, сейчас карантин, и у меня было немного вариантов. Вечером предложил жене, куда мы можем поехать и погулять, провести время с детьми. Место палить не буду, а то туда ринет толпа. Даже если бы не было карантина, я бы максимум посидел с друзьями, выпил пива. А что касается встречи на работе, то я видел, как нескольким людям из студии заносили торт, поздравляли с днем рождения. Я подумал: “О, класс. Крутяк. Меня тоже могут так поздравить. Вероятность большая”. Поэтому хотелось таких эмоций. В принципе, я доволен. Это главное.

– В каком возрасте ты познакомился с киберспортом?

– В 20. Прикол в том, что, получается, я уже очень поздно зашел в киберспорт. В командах я всегда был старше всех. И самый ответственный, наверное. Ну получалось так: если ты старший, значит ты самый ответственный. К тому же я всегда был капитаном. Еще Сергей “Mummy” Воронков был плюс-минус моего возраста, но в большинстве случаев всю ответственность приходилось брать на себя. И когда появились команды, стало очевидно, что я опытнее других и по-другому смотрю на вещи.

Знаешь, иногда люди не любят брать на себя ответственность. Где-то у меня не было выбора, и я проявлял инициативу, а где-то меня это подстегивало: мое слово, мое желание, мой посыл должны подкрепляться какими-то действиями. Соответственно, ты – самый старший, значит ты и возьмешь на себя ответственность. Когда я пришел играть, мне было уже 20 лет, а это для киберспорта уже достаточно поздно. Но даже сейчас в 22-23 года человек может достаточно наиграть и иметь высокие достижения.

– Видел поздравительную фотографию, которую тебе в Twitter отправил Дмитрий “hooch” Богданов? Откуда она?

– Да, видел. Это 2003 год, мы к тому времени были уже командой, которая о себе заявила: офис, спонсоры…. Декабрь, если я не ошибаюсь. Мы приехали в Москву на турнир с хорошим призовым фондом (за первое место, по-моему, давали три тысячи долларов). До этого ездили в Литву на турнир, где нас кинули на деньги. Там мы выиграли соревнование и должны были получить 700 евро, но дали всего 100. Сказали: “Чел, ты не заслужил”. Соответственно, приехав в Москву, мы были злые. Нам очень хотелось показать результат и выиграть. Плюс Москва всегда была по CS на голову выше по всему, в том числе по условиям проведения ивентов. Там же был и анонс Virtus.pro, весь этот хайп. В общем, произошел ряд событий, которые повысили мотивацию и заставили нас выиграть этот турнир, что мы в конечном счете и сделали. Очень достойно выступили и заявили о себе на весь СНГ.

– Я привык задавать этот вопрос молодым киберспортсменам, но в твои времена киберспорт был еще менее развит. Как ты объяснял своим близким, что ты занимаешься киберспортом и это – твой main?

– Вопрос довольно глубокий и выходит за рамки киберспорта. Ответ на него скорее уходит корнями где-то к 1989 году, и не заключается в киберспорте. Еще в 1986-1987 гг. я стучался в чужие двери, и говорил: “Откройте, пожалуйста. Можно я у вас поиграю?” И ходил к соседу играть на черно-белой приставке, на которой два прямоугольничка отбивают квадратик друг от друга. А в 1989-1990 гг. в кинотеатре “Братислава” были компьютеры с кассетами и аренда 10 минут – 10 копеек. А там уже игры были более продвинутые: скакалки, бродилки. Понятно, что все с графикой на уровне 8-битной приставки. И на тот момент этим практически никто из моего окружения этим не увлекался. Единицы. На всю школу у меня был только один “корефан”, который разделял эту страсть. И потом моя мама примерно в 1991–1992 году купила домой компьютер. Видимо, она увидела какой-то потенциал в компьютерах. Всё это долго было частью моей истории – приходилось объяснять и рассказывать людям что такое компьютер. Меня называли компьютерным гением, хакером. Ни у кого из знакомых компьютера тогда не было. Каждый раз, когда я что-то себе подключал, приобретал новый ПК и так далее, мне говорили: “Ты сумасшедший? Чем ты занимаешься? Это все бред”, – и т.д.

В начале двухтысячных появился киберспорт, а я поступил в университет. Там я познакомился с людьми, у которых тоже был ПК, но они все равно не понимали, чем я занимаюсь. Для них это было странно: в чем прикол, когда команды в клубе сидят и играют друг с другом. От мамы “хейта” никогда не было, она вообще не особо следила за тем, как я учусь. С батей отношения были натянутые, они с мамой были разведены, я его редко видел. Для него это всегда были чертики в телевизоре какие-то. В общем, всегда приходилось доказывать то, что ты не баран, и интернет – это очень крутая штука, в которой много всего.

На тот момент не было ни YouTube, ни соцсетей, но можно было качать музыку, хоть и долго и нудно, и в игры какие-то играть, чаще всего на дисках с Петровки. А мама то ли закрывала на какие-то вещи глаза, то ли не видела. И я активно “шпилил”. Минск, Москва, Литва, Латвия. Ездил и ездил, и нормально. Университет я как-то кое-как проходил. Высшее образование, к сожалению, прошло мимо меня, но, с другой стороны, я сейчас тоже понимаю, что пять лет можно потратить просто в никуда. Надо очень серьезно подходить к выбору тех знаний, которые ты хочешь получить, и понять, готов ли ты потратить на это пять лет. Но это уже другой вопрос.

– Какое именно образование было? Тебе как-то понадобились те знания в жизни?

– Нет, вообще не понадобились. Сначала я был на факультете “Технологічне обладнання та системи управління”, специальность – промышленная микроэлектроника. Куча страшных предметов типа вакуумной электроники, теоретической механики. В общем, это был самый сложный факультет, и на кафедре были самые жесткие специалисты. Понятно, что в начале двухтысячных еще преподавали по методичке семидесятых годов. В целом было очень непросто. А потом я перевелся на экономический, в другой университет, и получал диплом уже там. Специальность – менеджер-организатор в социальной сфере. В итоге получилось так, случайно, что я отработал «почти» специалистом 7 лет, на позиции менеджер-экспедитор. Но, опять же, полученные в университете знания я никак не могу связать с тем, что получил в жизни. Чтобы сказать, что какие-то знания в университете я использовал в работе? Абсолютно нет.

– Когда была твоя первая киберспортивная зарплата?

– У меня была девушка, которая пыталась как-то продать киберспорт журналу про электронику “E-Mobile”, где она работала. И каким-то образом выбила там бюджет, и нам платили зарплату по 50 грн в день. Платили, когда мы тренировались к WCG в 2005 году. В составе были я, Александр “ZeroGravity” Кохановский, Алексей “Bob” Кучменко, Михаил “sprut1k” Селецкий и Вадим “s0n1c” Белоусько. И у нас была зарплата на протяжении, может, пары месяцев. Совершенно сумасшедшие деньги на то время. Хватало на все. И это была единственная зарплата, которую я вообще когда-то получал в киберспорте. Постоянной зарплаты никогда не было. Я скорее играл просто за призовые. И в какой-то момент, в 26-27 лет, когда было понятно, что киберспорт не приносит денег даже на нормальную жизнь, стало ясно, что надо заканчивать. Я уже устроился на работу тогда, хотя, после работы все еще приезжал в ASUS Cyberzone и тренировался.

– Где ты работал?

– С 2006-2007 года я пошел в компанию к своей маме, она была там руководителем. Не могу сказать, что ощущал там какие-то особые преференции. Они в целом были, но я не чувствовал себя частью семейного бизнеса, что мог бы в будущем получить какую-то долю и зарабатывать от этого предприятия. Так что перспектив не было, управлял компанией в большей степени мамин муж. Я там проработал семь лет. По деньгам было неплохо, но, опять же, долго сидеть там было нельзя. Ввиду моего характера – не терплю глупости. Я могу дать очень много времени человеку, но, если вижу, что много глупости, и она никак не компенсируется… Развития не было.

– В какой момент ты ушел из компании? Что стало последней каплей?

– Мне предложили уехать для развития компании. Я подумал, что нужно попробовать: новый шаг, новый вызов. Была отдельная компания в Дубае, ей нужен был нужен человек, который ведет первичную бухгалтерию, документацию, управляет счетами, заключает договоры, в том числе с экспортерами. Много всего и достаточно ответственно. Зарплата была хорошей, но надо было уезжать без семьи. А моя жена на тот момент была беременна. Через месяц после отъезда у меня родился второй сын. Возникли проблемы с тем, чтобы вернуться на период родов. Опять же, бизнес семейный, но когда нужно какая-то человеческая помощь в решении проблем, бытовых историй, мне навстречу не шли. Мама как-то пыталась балансировать мои интересы и интересы компании, но все переплеталось и было тяжело. Плюс начался Майдан (Революция Достоинства 2013-14 года – прим.ред). До мая я жил в Дубае. Ничего хорошего в этом не было, но опыт я приобрел.

В какой-то момент понял, что деньги не главное. Хотя, конечно, все зависит от обстоятельств. И я поставил вопрос так, что-либо мне надо привозить семью сюда, либо я уезжаю. Мне дали понять, что там нужна собака на привязи, чтобы человек сидел в Дубае все время. Я понял, что это невозможно. Зарплату мне тоже не поднимали, чтобы я мог перевезти семью. В общем, были варианты, но мне сказали “нет”. И тогда я понял, что не хочу возвращаться в Киев, в офис, на классическую в моем понимании работу. И я приехал в Киев, сказал жене: “Ты не против, если я попробую в покер?” А я поигрывал в покер раньше, у меня даже были какие-то промежуточные результаты. В общей сложности, где-то два года я играл в покер. Я понял, что не могу работать в офисе. Меня вводило в уныние сидеть с 09:00 до 17:00, при том, что часто работы не было, процессы в большей степени происходили по телефону, но компания требовала, чтобы я постоянно был в офисе. Вопрос тут даже не в возрасте. Да, я задавал себе вопросы – “что у меня есть?”, “что я имею?”. Я решил попробовать покер.

– Как человек, которому уже за тридцать, приходит к мысли о том, что ему нужно комментировать киберспортивные турниры?

– Все приходит постепенно. Во-первых, я еще в 2011-2012 году стримил на own3d.tv. Я стримил CS:GO, а Виталий “v1lat” Волочай – Доту. Стримил на свой канал, но для сайта NAVI. И когда я какое-то время играл в покер, то понял, что надо искать еще возможность для заработка, потому что так тяжело. Ты асоциализируешься, нет никакого общения, нет коллектива, а мне всегда нравилось работать с людьми. И когда у нас была Storm Studio, я написал или позвонил ZeroGravity и спросил: “Комментаторы нужны?” Я же раньше стримил, шарю, все дела. Он говорит: ”Да, набери Олега “prb” Булавко, он тебе скажет”. И стримил. Много стримил ночью, Азию, всякие рофлотурики. Набирался опыта.

В чате писали: “Уберите этого школьника от микрофона”, а я сразу влетел с двух ног и начал поливать игроков, как я умею. Без хейта, но с постоянным акцентом на какие-то фейлы, ошибки. Понятно, что люди хейтили. А потом, конечно, со временем это все переросло в любовь. И сейчас в личку все время пишут: “Когда же ты вернешься?” Приятно. Я не комментировал тир-1 CS полтора года, а люди все продолжали писать. Удивительно, но это правда.

– С мамой у тебя сейчас какие отношения?

– Нормальные. Много вещей изменилось. Были не очень хорошие отношения, было тяжело, много навязывала мне свое мнение. Прошло время, и я себя реализовал отдельно от нее. Это было важно. И сейчас она по-другому смотрит на меня, и я, соответственно, веду себя по-другому. Нет такого, что я что-то недоговариваю. Говорю ей все “в лоб”, не скрываю. Постоянно делюсь тем, что я думаю, и заставляю ее себя уважать. Я же понимаю, что это человек, который прожил жизнь и имеет какой-то опыт. Исходя из этого, я могу говорить то, что думаю.

– Исходя из нашего разговора, я так понял, что некоторых действий своей мамы по отношению к себе в молодости ты не одобряешь. И ясно, что многое ты поменял в воспитании собственных детей. Но что ты перенял у матери в плане воспитания?

– Ничего. Абсолютно другой опыт, другая история. Тут, скорее, сыграло роль то, что мой отец довольно рано умер. Ему был 41 год. Я, не получив позитивного влияния от отца и не прочувствовав полноценную семью во время взросления, уже через призму этого свою новую семью и отношения с детьми выстраиваю по-другому. Я уже прошел тот этап, когда думал, что моя мать – плохая и сделала недостаточно много для меня. Сейчас я ее не обвиняю. Я это переоценил, переосмыслил, перерос. Я понимаю, что ее жизнь была намного сложнее, чем моя, и есть. Как и многих в тот период времени.

– Ты давал большое интервью нашему порталу около года назад. В нем ты сказал, что у CS:GO нет альтернативы. Прошел год – и у CS:GO очень такая неплохая альтернатива нарисовывается в виде VALORANT. Что скажешь об этом?

– Очень рано говорить об этом. Это точно не альтернатива CS:GO. Новая игра возьмет часть аудитории, потом некоторые люди останутся там, а некоторые вернутся в CS. CS:GO уже много лет не теряет в популярности, от слова “совсем”. Был момент, когда онлайн упал до 500 тыс., и я даже начинал волноваться. Один раз я пережил смерть Counter-Strike, и не выдержал бы этого второй раз, когда я уже топовый комментатор, работаю на важных матчах.

Вернемся к VALORANT… Альтернатива? Это смешно. Игра скорее “отожмет” аудиторию у какого-то Overwatch. Что из позитива там? Слышал, разработчики утверждали, что она будет идти на слабых компах. Насчет активных способностей, я к ним отношусь хорошо, потому что много играл в новый Quake. И там эта тема с “абилкми” отлично зашла, при том, что Quake – это классический шутер. Игра не взлетела по другим причинам. В том числе, как мне кажется, из-за безалаберности разработчиков. Поэтому у CS не появится альтернативы никогда. Забудьте об этом. Этого не будет.

Еще многое зависит от Riot Games – от разработчика зависит все. Например, PUBG-разработчик трудится над продуктом, добавляет какие-то фишечки, карты, но онлайн падает. Падает, потому что есть какие-то другие альтернативы. Чтобы VALORANT отобрал 300 тысяч людей у Counter-Strike, должно совпасть очень много вещей. А так игра выглядит симпатично, но есть какие-то смешные и глупые моменты. Невозможно придумать игру, которая превзойдет Counter-Strike. Потому что Counter-Strike – это симбиоз всего. Маленькие несложные карты, понятный и простой геймплей. Сейчас дисциплина уже настолько старая и известная, что организовываются корпоративные турниры, футболисты на карантине играют в CS. Counter-Strike – это уже как слово нарицательное. Это уже как Шумахер. Поэтому, он будет жить очень долго.

– Попсовая тема, но хотелось бы с тобой ее обсудить. CounterStrike сейчас переживает свой третий, четвертый ренессанс. Почему CounterStrike сейчас переживает эту пору?

– Наверное, потому что игра проходит испытание временем. Плюс она достаточно доступна и бесплатна. Растет аудитория. Те люди, которые играли раньше и выросли, продолжают играть, при этом появляются новые игроки. Мои дети недавно выфармили все скины, всю Операцию. Хотя я им ничего не говорил, у них то Fotrnite, то Minecraft. Люди, которые слышали про компьютерную игру, скорее, слышали про Counter-Strike, чем про Call Of Duty или PUBG. Именно потому, что у игры есть история, турниры и популярные команды из нашего региона. Плюс зимой онлайн всегда растет. Плюс коронавирус тоже заставляет проводить больше времени дома.

– Недавно мы разговаривали о любительском киберспорте с Юрием “Strike” Терещенко. И о том, что киберспорт в нулевых, по сравнению с нынешним, – это все любительский киберспорт. Но проблема в том, что, по моему субъективному мнению, Strike был слишком молод тогда, чтобы дать объективную оценку. Он был очевидцем и участником, но ты наблюдал за всем этим “сверху”. Ты был про-игроком, но при этом достаточно зрелым для того, чтобы не впадать в раж по поводу этого всего. Украинский любительский киберспорт нулевых – как бы ты его охарактеризовал?

– Вот это ты зря. Я считаю, что Strike в этом плане тоже может быть достаточно компетентен. Да, он младше меня, но Counter-Strike был игрой энтузиастов. И турниры проводили энтузиасты, и партнеров старались искать энтузиасты, и сами игроки такими были. Я тебе честно скажу, реально в году был один турнир, за счет которого ты можешь поехать за границу. Потом появилась серия ASUS, которая давала через два турнира в сезон стимул поехать в Москву на большой гранд-финал и даже поднять там денег. Все очень долго работало на энтузиазме. Мотивация фактически у тебя какая? Быть топ-1 в стране, чтобы выиграть квалы на WCG и поехать за границу. Как я, когда поехал в 2004 году в Сан-Франциско. Это достаточно серьезная мотивация.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Все началось с проигрыша женской команде». Большое интервью со Strike о «подвальном киберспорте нулевых», NAVI и феномене CS:GO

Плюс были какие-то локальные турниры, со временем они развивались. В общем, это всё энтузиазм. Какие-то единичные герои, единичные личности, которые все это продвигали за счет желания. Существовала субкультура людей, которые тупо сидят в подвале, “шпилят” на водичку. Все реально так и было. Я могу сказать любому киберспортсмену, что благодаря таким, как я, и как другие энтузиасты (тот же Кохановский, тот же Евгений Золотарев), благодаря тем же Данилу “Zeus” Тесленко и Иоанну “Edward” Сухареву киберспорт просто жил.

Всё то, что есть сейчас, у нас благодаря голому энтузиазму в то время. Это было не только у нас, это было и в России, и в других странах. Всё это сохранилось и выжило только благодаря энтузиазму людей, организаторов в том числе. Призовой часто формировался вообще из взносов. И те цифры, которые тогда были… Опять же, вспоминаю 2001 год, региональную квалификацию по Киеву на WCG – там было 84 команды. Это просто непостижимая уму цифра. Сейчас в онлайне у Геннадия “Vegas” Веселкова на NCL около шестидесяти собирается.

– Как раз хотел тебя спросить. Из комментаторов, которые освещали миноры и мажоры NCL при поддержке Logitech и Parimatch, ты, наверное, откомментировал больше всех. Можешь оценить уровень игроков топ-10 команд лиги?

–Из всех турниров, которые я смотрел, всегда были одна-две команды из крепких полупрофессионалов (смеется). Классно. Я приятно удивлен, что есть достаточно большое количество игроков. Единственное, что хотелось бы им всем дать возможность развиваться и попадать дальше в какие-то команды. Для этого нужно, чтобы организации участвовали в процессе, как NAVI со своим составом Junior.

Опять же, мне кажется, со временем киберспорт будет “отжирать” свою аудиторию. Это даже сейчас видно. Видно, что всё больше и больше людей играет. Традиционный спорт – это вообще скучно.

Я не смотрю футбол уже лет пять. Раньше хотя бы смотрел полуфиналы и финалы Лиги чемпионов. Футбол меня разочаровал. CS намного динамичнее, интереснее. Сидишь – и понимаешь, в чем напряжение. А футбол сидишь, смотришь – так скучно смотреть, такие медленные они. Понятно, что есть топовые команды, есть топовые игроки, футбол прогрессирует. Но я просто не могу… Если бы я выбирал, что комментировать, это был бы хоккей или американский баскетбол. Динамичные игры. Традиционные виды спорта со временем будут отмирать. Это уже сейчас, мне кажется, должно быть очевидно. Просто должно пройти время.

– А почему тебе не кажется, что в будущем спорт не вымрет, а киберспорт просто диверсифицируется? Мы не будем говорить о киберспорте как о едином целом, а будем говорить отдельно о Доте, CS. Какие-то из дисциплин, надеюсь, станут равнозначными традиционным видам спорта.

– Тут многое зависит от технологий. Потому что технологии будут развиваться. Хотя сейчас всё очень медленно. Вообще человечество развивается очень медленно и очень примитивно. Киберспорту есть куда развиваться, обычному спорту – нет. Вот и всё. Не знаю, футбол, наверное, не вымрет. Игра номер один не просто так. Но я смотрю – скучное зрелище. Особенно когда чуваки симулируют, судьи руинят катки и т.д.

– В завершение нашего интервью я хотел бы спросить у тебя о комментировании на украинском. Ты к этому шел относительно долго, но недавно с WePlay! вы прямо официально запустили украиноязычную трансляцию. Я твой комментарий так и не выложил, напомню читателям, что студия WePlay! делала официальную украиноязычную студию аналитики на WePlay! Mad Moon, WePlay! Bukovel Minor и даже на WeSave! Charity Play. Как вы вообще пришли к этой идее?

– Существовал запрос от потенциального партнера. Возможно, компанией еще до этого были отмечены и мои попытки и желание. Тут еще вопрос в том, как это можно окупить, и как партнер покрывает затраты на организацию каста. Я, конечно, поддержал. В Буковеле были очень тяжелые эфиры, особенно вначале. Я еще и заболел. Было непросто, но круто. За тот каст я получил много опыта.

Конечно, хотелось бы, чтобы было больше украиноязычного каста. Нужно, чтобы инфлюенсеры в киберспорте это поддерживали. Сейчас получается, что украинские ребята работают исключительно на русскоязычную аудиторию. Как и я, например. Меня же в CS всё равно ставят на русскоязычный каст. То есть тут просто такой процесс, который надо поддерживать и развивать. Исключительно для того, чтобы популяризировать сам украиноязычный каст.

– Спасибо большое за интервью. Желаю здоровья вашей семье. Тебе – чистого голоса и хорошего настроения. Напоследок: будет ли какой-нибудь shout out нашим читателям?

– Пожелания тут в текущей ситуации только одни: быть здоровым. Стараться себя максимально изолировать в этот период времени. Хочу пожелать здорового оптимизма и веры в то, что всё будет хорошо. Что каждому из нас нужно просто следить за своим здоровьем и жить как можно дольше. Ну и не унывать, искать всегда возможности для развития. Желаю находить самих себя как можно чаще, как можно больше, и в как можно более широком диапазоне всех возможных занятий. Хай вам щастить!

– І будьте здорові!

– Да.

Материалы по теме

Хайлайт дня: oSee⁠ в одиночку расправился с TeamOne оставшись 1в4

0

Джош oSee⁠ сделал эйс со снайперской винтовки против TeamOne. Американец сделал первый фраг на точке В, а потом перебрался точку А и там оставшись последним игроком своей команды затащил раунд для своей команды.

«Мне 78 и я надеру вам задницу в CS:GO!» — самый пожилой про-игрок в КС рассказал о своей карьере

0

Аббе DieHardBirdie Дракборг — самый старый игрок про-сцены Global Offensive. В прошлом году он выиграл CSGO Senior League на одном из ивентов DreamHack.

Kjaerbye может заменить Bymas в FaZe Clan на ESL One: Cologne 2020

0

Польский портал Cybersport.pl сообщил со ссылкой на собственные источники о том, что на предстоящем ESL One: Cologne 2020 FaZe Clan выступят со стендином.

kuben стал главным тренером Envy

0

Envy сообщили в Твиттере имя нового тренера состава по CS:GO. Начиная с 6 августа наставником североамериканского клуба стал Якуб kuben Гурчиньски.